Спасение польской практикантки в Атлантике - Триумфальная победа барка «Крузенштерн»
Спасение польской практикантки "Крузенштерн" 2000 год
Гонка The Tall Ships Races - 2000
Спасение польской практикантки в Атлантике - Триумфальная победа барка «Крузенштерн»
Памяти легендарного капитана Геннадия Васильевича Коломенского посвящается.
Спасение польской практикантки в Атлантике и триумфальная победа барка “Крузенштерн” в гонке “The Tall Ships Races” в 2000 году. В России почти никто не знает эту историю. Образовательный центр “Морская практика” благодарит Кристину Хибер и Георгия Тудоси за подготовку видео.
Регата больших парусников (англ. Tall Ships' Races) была учреждена для сохранения морских традиций и обучения молодёжи из разных стран искусству плавания под парусами. Регата проводится ежегодно в европейских водах и состоит, как правило из гоночных этапов по несколько сотен морских миль и «круиза в компании» — перехода без соревнований. Не менее половины экипажа каждого судна, участвующего в гонках, должна составлять молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет.
Зарубежные СМИ
CBC News * Опубликовано: 24 июля 2000 7:59 AM ET / последнее обновление: 24 июля 2000 г
Высокие корабли плывут дальше
Около 65 высоких судов совершат тур по гавани Галифакса в понедельник утром в завершение пятидневного фестиваля Tall Ships 2000. Это событие привлекло сотни тысяч людей на набережную города.
Парад, возглавляемый канадским Bluenose II, пройдет мимо тысяч болельщиков. Поскольку корабли проплывают мимо HMCS Montreal к северу от острова Джордж, они будут рассмотрены генерал-губернатором Канады Адриеном Кларксоном.
Оттуда многие будут соревноваться в финальном отрезке гонки, от Галифакса до Амстердама. Другие отправятся в различные более мелкие порты, включая Ярмут, Сидней, Шарлоттаун и Мирамичи.
Экипажи судов готовились к отплытию все выходные, занимаясь техническими проблемами, упаковкой и покупкой большого количества продуктов для предстоящего рейса.
Тридцать шесть морских кадетов со всей Канады провели последние несколько дней, готовясь к последнему этапу. Они отправятся в плавание на четырех самых больших кораблях: "Русский Мир", "Крузенштерн", "польская Погория" и "дар Млодзеи". Они будут делить обязанности с обычным экипажем, от такелажа парусов до работы на камбузе.
Парус от Галифакса до Амстердама, как ожидается, займет от 20 до 30 дней.
Скорая помощь «Крузенштерн» - «Погория» (Спасение польской практикантки)
Вечером 30 июля весь флот принял сигнал бедствия. На «ПОГОРИИ» произошел серьезный несчастный случай, требовалась медицинская помощь. Вот что рассказывает капитан Коломенский:
«Никто на эту просьбу не откликнулся, хотя несколько судов находились поблизости от польской шхуны. Позже капитан «ПОГОРИИ» Андрей Шлеминский непосредственно обратился к капитану «КРУЗЕНШТЕРНА» за помощью, зная, что на борту нашего судна имеются высококвалифицированные врачи. Было принято решение: «КРУЗЕНШТЕРН», не выходя из гонки, ложится в дрейф и поджидает польскую баркентину, затем своей дежурной шлюпкой отправляет врача-хирурга на «ПОГОРИЮ», чтобы на месте оказать необходимую медицинскую помощь. Однако при встрече с польским парусником высадиться на борт баркентины врачу не удалось из-за сильного порывистого ветра и значительного, крутого волнения. Тогда решили взять пострадавшую на «КРУЗЕНШТЕРН». На «ПОГОРИИ» ее уложили в лодку типа «Зодиак», которую спустили на воду ночью в штормовых условиях. Пострадавшая была принята с «Зодиака» в дежурную шлюпку нашего судна и доставлена на борт «КРУЗЕНШТЕРНА». Все прошло благополучно благодаря мастерскому маневрированию, умелым и слаженным действиям экипажа шлюпки под руководством командира – старшего штурмана С. В. Туникова Затем судно снялось с дрейфа и продолжило гонку, потеряв при этом около трех часов. О происшедшем было доложено в Гоночный комитет.
Пострадавшая – двадцатидвухлетняя Джоанна Церлинска, – во время шторма сорвалась с мачты с высоты приблизительно 25 метров. Падая, она старалась задержаться, хватаясь руками за части рангоута и такелажа; внизу, потеряв силы, с высоты четырех-пяти метров упала на крышу рубки. Состояние ее было весьма тяжелым, она находилась в шоке, артериальное давление 60/40, многие части тела в синяках и ушибах. В течение ночи усилиями врачей пострадавшая была выведена из шока, стабилизировано артериальное давление. На другой день старший судовой врач А.В. Шабалин диагностировал: перелом верхней части бедра, перелом таза, ушибы внутренних органов и множественные ушибы тела. Без специальной медицинской аппаратуры определить насколько повреждены внутренние органы было невозможно. Состояние Дж. Церлинской оставалось тяжелым и поэтому было решено передать пострадавшую для лечения в береговой госпиталь.
После консультаций со спасательной службой Канады, «КРУЗЕНШТЕРН» снялся с гонки в точке № 2 и под машинами полным ходом пошел в сторону ближайшего канадского порта Сент-Джонс, в назначенную точку встречи с вертолетом. Согласно прогнозу, ожидалось ухудшение погоды – туман и усиление ветра, тем не менее вечером 1 августа состоялась встреча с вертолетом № 304 спасательной службы Канады. Все действия по передаче Дж. Церлинской на вертолет проходили при штормовом ветре до 21 м/с и крупном волнении высотой 5-6 метров. Канадские спасатели продемонстрировали высочайшее профессиональное мастерство. Всего восемнадцать минут ушло на то, чтобы пострадавшая была взята на борт вертолета, который тут же отправился в сторону берега. Еще через несколько минут «КРУЗЕНШТЕРН» взял курс в точку № 2 для продолжения гонки. На следующий день, 2 августа в 15 часов 13 минут наше судно включилось в гонку, потеряв на все действия по спасению Джоанны Церлинской 44 часа 28 минут и 15 секунд. Обстоятельства, связанные со спасением члена экипажа польской баркентины «ПОГОРИЯ», были подробно доложены капитаном в Гоночный комитет для того, чтобы они были учтены при определении результатов соревнований.
По понятным причинам российский парусник оказался на последнем месте и среди судов класса А, и по всему флоту. Лидеры гонки находились более чем в шестистах милях впереди. Однако «крузенштерновцы» не собирались сдаваться, экипаж и курсанты были нацелены на победу. Так случилось, что с приближением к берегам Европы авангард соревнующегося флота остановился, попав в обширную штилевую зону. «КРУЗЕНШТЕРН», контролируя ситуацию, пошел севернее основной группы судов, держась в полосе попутного ветра от проходящих атлантических циклонов и стал догонять лидеров. Продолжение гонки проходило при благоприятных для нашего судна условиях, ветер западных направлений от четырех до семи баллов позволял постоянно нести полную парусность и развивать скорость до 12-14 узлов.
8 августа «КРУЗЕНШТЕРН» вновь вышел на первое место среди судов класса А и никому не уступил этой позиции до окончания соревнований. Спустя 20 дней после старта, 13 августа в 17 часов 12 минут и 16 секунд российский парусник пересек финишный створ от маяка «Сент Катеринс» острова Уайт в Английском канале, таким образом закончив серию гонок регаты “Tall Ships 2000”. На следующий день Гоночный комитет объявил предварительный результат: «КРУЗЕНШТЕРН» занял первое место среди судов класса А, даже без учета корректировки времени, затраченного на спасение Дж. Церлинской. Эта была убедительная победа».
И победителем стал ...
… «КРУЗЕНШТЕРН»! На всех четырех этапах больших гонок он показал следующие результаты:
- - среди 18 участвовавших судов класса А из 14 стран: 1-е место;
- - в общем зачете среди 63 участвовавших судов из 23 стран: 2-е место.
За этот убедительный результат барк был награжден главным призом участников класса А – «Мировым кубком портов Канады».
Более трех миллионов человек наблюдали большой парад парусников на заключительном мероприятии регаты “Sail Amsterdam 2000”. Двести пятьдесят счастливчиков имели возможность быть в это время на борту, десятки тысяч гостей позже поднимались на судно, когда корабль был открыт для посещений.
“Sail Amsterdam 2000” принесла еще один триумф российскому барку: его курсанты стали победителями в общем зачете спортивных соревнований, которые обычно проводятся во время регат.
Когда 15 сентября 2000 года «КРУЗЕНШТЕРН» вернулся в Калининград, жители города устроили кораблю, команде и курсантам еще один торжественный прием.
Фотографии и памятная медаль «ПОГОРИИ», находящиеся в музее, напоминают об этой регате и акции спасения, которая, к счастью, имела хороший конец. Несколько лет спустя Джоанна Церлинска написала письмо, она сердечно благодарила команду, быстрая и профессиональная помощь которой стала залогом ее полного выздоровления.
Через две недели судно с капитаном Олегом Седовым уже отправлялось в осеннее плавание продолжительностью два с половиной месяца на Канарские острова. На борту было необычно большое количество курсантов – 147 учащихся академии и Калининградского морского колледжа, а также сотрудник научно-исследовательского института АтлантНИРО. По возвращении судну снова предстояло техобслуживание на верфи.
P.S
Но после этого польская команда подала в суд на русскую команду с просьбой аннулировать их победу.
Правда, польская команда — это не команда «Погории», а команда другого польского парусника «Дар Младежи». Он шел вторым и не откликнулся на призыв о помощи собратьев, а потом ещё и призывал дисквалифицировать «Крузенштерн».
Барк «Padua – Крузенштерн», 90 лет
Источник http://sea-practice.ru/a/Book_Thetallshipsraces2000