Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)

  • https://www.youtube.com/watch?v=PU36UJekvbM">

Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)Мясищев Владимир Михайлович. Телестудия Роскосмоса:Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978) - советский конструктор авиационной и космической техники, генерал-майор-инженер, Начальник ЦАГИ, Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда.

 

Родился 15 (28) сентября 1902 года в городе Ефремов ныне Тульской области. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (1926) работал в конструкторском бюро (КБ) А.Н.Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института, ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 года начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 году был создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-1938 годах главный конструктор опытно-конструкторского бюро (ОКБ) завода № 84 (город Химки Московской области), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).

 

Был необоснованно репрессирован и в 1938-1940 годах находился в заключении, работая при этом в центральном конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939 года Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-1943 годах. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 году отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16 % и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 метров открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 тонны. Лётные испытания самолёта проводились до 1946 года.

 

После гибели В.М.Петлякова, с 1943 года Мясищев – главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944 года был разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 тонна для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.

 

В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 – четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 перешли С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

 

В 1946-1951 годах заведующий кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института (с 1947 – профессор).

 

В начале 1950-х годов Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч километров. И.В.Сталин принял это предложение, и 24 марта 1951 года решением правительства было воссоздано ОКБ-23 главного конструктора Мясищева. Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и ЗМ установлено 19 мировых рекордов.

 

С 1956 года Мясищев генеральный конструктор. В середине 1950-х годов перед ОКБ была поставлена задача: создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолётов не было и ОКБ под руководством Мясищева были разработаны новые методы проектирования. Выбранная компоновка – длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД – потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолёт, получивший название М-50, совершил свой первый полёт в 1959 году. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Был и первый в СССР пассажирский вариант сверхзвукового самолета – М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

 

В 1957-1960 годах в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 года ОКБ-23 было расформировано, а штат передан в ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. В 1960-1967 годах Мясищев – начальник ЦАГИ.

В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23. Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В составе НПО «Молния», в которое предприятие было включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».

В 1958-1966 годах депутат Верховного Совета СССР.

 

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 14 октября 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944), доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).

 

Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957).

В 1981 году имя Мясищева было присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.

Рейтинг:
0
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
СССР
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • Это код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите сюда:
    Похожие новости:
    23.08.2016
    Воздушный бой - видео из кабины МиГ-29 В небе над Ленинградской областью проходят учения с участием шести истребителей МиГ-29 курской авиачасти. К концу 60-х гг. на вооружении основных авиационных держав мира состояли истребители 2-го поколения -
    17.06.2018
    Телестудия Роскосмоса: Видеоэнциклопедия "Космонавты" Северин Гай Ильич (1926-2008) – советский российский учёный и конструктор, специалист в области исследований и разработки автономных систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов,
    12.04.2019
    Фильм: Гагарин Документальный фильм студии Роскосмоса о первом человеке полетевшем в космос - Юрии Алексеевиче Гагарине. Биография Ю.А.Гагарина Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области
    16.03.2016
    Телестудия Роскосмоса: Экзомарс - Полёт нормальный. Космические аппараты миссии ExoMars подлетят к Красной планете 4 октября 2016 года – в день начала космической эры человечества.
    13.10.2017
    «Адмирал Кузнецов». Самый большой корабль в составе Военно-Морского Флота России. Длина - 306,45 метра, что примерно равняется длине трех футбольных полей. Высота - 64,49 метра примерно соотносится с высотой 20-этажного дома. При этом максимальная
    21.06.2022
    Курская битва: 5 июля 1943 - 23 августа 1943 Курская дуга (05 июля - 23 августа). Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Стратегическая инициатива окончательно переходит в руки советской армии. В честь освобождения Орла и
    04.10.2019
    Ту-160 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева. Ту-160 (по классификации НАТО: Blackjack) — российский, ранее — советский сверхзвуковой стратегический
    08.09.2016
    Телестудия Роскосмоса: Новый корабль (Федерация) и лунные миссии. О настоящем и будущем пилотируемой космонавтики рассказывает лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам
    01.02.2017
    Прямая трансляция с презентации новейшего российского истребителя МиГ-35. Прямая трансляция телеканала «Звезда» с презентации новейшего российского истребителя МиГ-35 из подмосковных Луховиц. Сверхманевренный, способный одинаково эффективно
    18.07.2018
    Телестудия Роскосмоса: Погружение в невесомость В июле 1997 года космический аппарат "Галилео" передал данные о наличии на спутнике Юпитера – «Европе» под ледяной оболочкой явных признаков жидкого океана и форм жизни. В декабре того же
    18.07.2016
    Телестудия Роскосмоса: Пуск Союз-У с транспортным грузовым кораблем Прогресс МС-03 17 июля 2016 года с космодрома БАЙКОНУР успешно стартовала ракета-носитель «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс МС-03». Пуск был осуществлен в
    06.04.2015
    Келдыш Мстислав Всеволодович - Видеоэнциклопедия "Конструкторы" Келдыш Мстислав Всеволодович (1911–1978) - советский учёный в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, один из идеологов советской
    18.12.2016
    Россия наращивает группировку Сухопутных войск (Русский перевод) Война в Сирии и тлеющий конфликт на Донбассе оставили в тени существенные изменения, произошедшие в Сухопутных войсках России, такие как создание новых мотострелковых и танковых
    24.03.2016
    Телестудия Роскосмоса: Космическая среда (128 выпуск) Новостная интернет-программа «Космическая среда» телестудии Роскосмоса. Выпуск 128. В программе от 24 марта 2016 года: - «Подними голову»: 55 лет первому пилотируемогу полёту. - Гагаринский
    12.03.2016
    Дмитрий Пучков и Клим Жуков про книгу о холодном оружии Московского государства. Двуреченский О.В. Холодное оружие Московского государства XV - XVII веков Издательство Куликово поле, Тула, 2015 498 стр., 60х90 1/8, с илл., суперобложка Тираж 500
    11.01.2017
    Мечта Сергея Королева - Первые на Марсе. Каждый год вторая неделя января проходит с именем Королёва, советского учёного, Главного конструктора ракетно-космической техники. Он родился 12 января 1907 года, 110 лет назад. Ракетной техникой увлекся еще
    20.05.2015
    Телестудия Роскосмоса: Если бы некоторые небесные объекты были ближе. Наше ночное небо. Если бы некоторые небесные проекты были ближе. Альтернативная история.
    11.04.2016
    Телестудия Роскосмоса: Подними голову к звездам! 12 апреля исполняется 55 лет полета первого человека в космос - Юрия Гагарина.
    07.03.2019
    9 марта – 85 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968), Героя Советского Союза, первого космонавта Ю́рий Алексе́евич Гага́рин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный
    02.10.2015
    30-я береговая башенная батарея (или батарея Максим Горький-1, как она значилась в планах фашистов) находится на возвышенности Алькадар на Северной стороне. Заложена батарея была еще в начале века и впоследствии стала серьезным препятствием на пути
    все шаблоны для dle на сайте шаблоны dle 11.2 скачать
    выбрать фон