Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)
20.11.2017 1 871 0

Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)

Оружие / Космос и Авиация
В закладки

Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978)Мясищев Владимир Михайлович. Телестудия Роскосмоса:Мясищев Владимир Михайлович (1902-1978) - советский конструктор авиационной и космической техники, генерал-майор-инженер, Начальник ЦАГИ, Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда.

 

Родился 15 (28) сентября 1902 года в городе Ефремов ныне Тульской области. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана (1926) работал в конструкторском бюро (КБ) А.Н.Туполева (в составе Центрального аэрогидродинамического института, ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 года начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 году был создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-1938 годах главный конструктор опытно-конструкторского бюро (ОКБ) завода № 84 (город Химки Московской области), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).

 

Был необоснованно репрессирован и в 1938-1940 годах находился в заключении, работая при этом в центральном конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939 года Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-1943 годах. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 году отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16 % и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 метров открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 тонны. Лётные испытания самолёта проводились до 1946 года.

 

После гибели В.М.Петлякова, с 1943 года Мясищев – главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944 года был разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 тонна для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.

 

В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 – четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 перешли С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

 

В 1946-1951 годах заведующий кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института (с 1947 – профессор).

 

В начале 1950-х годов Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч километров. И.В.Сталин принял это предложение, и 24 марта 1951 года решением правительства было воссоздано ОКБ-23 главного конструктора Мясищева. Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и ЗМ установлено 19 мировых рекордов.

 

С 1956 года Мясищев генеральный конструктор. В середине 1950-х годов перед ОКБ была поставлена задача: создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолётов не было и ОКБ под руководством Мясищева были разработаны новые методы проектирования. Выбранная компоновка – длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД – потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолёт, получивший название М-50, совершил свой первый полёт в 1959 году. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Был и первый в СССР пассажирский вариант сверхзвукового самолета – М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

 

В 1957-1960 годах в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 года ОКБ-23 было расформировано, а штат передан в ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. В 1960-1967 годах Мясищев – начальник ЦАГИ.

В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23. Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В составе НПО «Молния», в которое предприятие было включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».

В 1958-1966 годах депутат Верховного Совета СССР.

 

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 14 октября 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944), доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).

 

Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Лауреат Ленинской премии (1957).

В 1981 году имя Мясищева было присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Корвет проекта 20380 | Corvette 20380
Корвет проекта 20380 | Corvette 20380 Самый-самый. Корветы. Проект 20380 - Один из самых совершенных кораблей отечественного флота. Он быстрее и точнее, чем любой
Воздушный бой - видео из кабины МиГ-29
Воздушный бой - видео из кабины МиГ-29
Воздушный бой - видео из кабины МиГ-29
23.08.16 Оружие / Космос и Авиация
 Воздушный бой - видео из кабины МиГ-29 В небе над Ленинградской областью проходят учения с участием шести истребителей МиГ-29 курской авиачасти. К концу 60-х гг.
Телестудия Роскосмоса: Экзомарс - Полёт нормальный
Телестудия Роскосмоса: Экзомарс - Полёт нормальный
Телестудия Роскосмоса: Экзомарс - Полёт нормальный
16.03.16 Космос и Авиация / Новости в Мире
Телестудия Роскосмоса: Экзомарс - Полёт нормальный. Космические аппараты миссии ExoMars подлетят к Красной планете 4 октября 2016 года – в день начала космической
Фильм: Гагарин
Фильм: Гагарин
Фильм: Гагарин
12.04.19 Подними себе настроение / Космос и Авиация
Фильм: Гагарин Документальный фильм студии Роскосмоса о первом человеке полетевшем в космос - Юрии Алексеевиче Гагарине. Биография Ю.А.Гагарина Юрий Алексеевич Гагарин
Телестудия Роскосмоса: Если бы некоторые небесные объекты были ближе.
Телестудия Роскосмоса: Если бы некоторые небесные объекты были ближе.
Телестудия Роскосмоса: Если бы некоторые небесные объекты были ближе.
20.05.15 Подними себе настроение / Космос и Авиация
Телестудия Роскосмоса: Если бы некоторые небесные объекты были ближе. Наше ночное небо. Если бы некоторые небесные проекты были ближе. Альтернативная история.
Подводный охотник нового поколения АПЛ Северодвинск
Все вы уже слышали, что Военно-Морской Флот РФ в конце 2013 года получил атомный крейсер нового поколения «Северодвинск» . Появление у РФ такой боевой