Новый МиГ- 35
Прямая трансляция с презентации новейшего российского истребителя МиГ-35.
Прямая трансляция телеканала «Звезда» с презентации новейшего российского истребителя МиГ-35 из подмосковных Луховиц.
Сверхманевренный, способный одинаково эффективно поражать воздушные, наземные и морские цели – таким станет новейший российский истребитель МиГ-35, официальная презентация которого намечена на конец января.
Сегодня в подмосковных Луховицах проходит презентация новейшего российского истребителя МиГ-35 (по кодификации НАТО: Fulcrum F – «Точка опоры»). О том, почему это событие так важно для российских ВКС и армии в целом, чем именно новый самолет отличается от своего предшественника МиГ-29, мы попросили рассказать одного из ведущих отечественных авиационных экспертов-аналитиков Владимира Карнозова.
Выкатка первой предсерийной машины пройдет на поле летно-испытательного комплекса Третьяково в подмосковных Луховицах, который выбран основной площадкой для проведения проверки собранных на производстве истребителей, а также для испытаний как серийных, так и перспективных образцов авиационной техники.
Презентация самолета МиГ-35 нового облика проходит 26–27 января 2017 года на авиазаводе в Луховицах. Ее главная цель – привлечь внимание мировой общественности и, главное, иностранных покупателей подобной техники к линейке легких фронтовых истребителей прославленного коллектива опытного конструкторского бюро имени Артема Ивановича Микояна (ныне входит в состав РСК «МиГ»). МиГ-35 представляет обновленный вариант хорошо известного МиГ-29, который был спроектирован московскими специалистами в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.
Главное отличие МиГ-35 от МиГ-29 образца 1982 года – многофункциональность. Помимо выполнения задач перехвата и завоевания превосходства в воздухе, новая машина способна наносить высокоточные удары как управляемыми (ракеты, корректируемые авиабомбы), так и неуправляемыми (свободнопадающие бомбы, НУРС) средствами поражения по наземным и морским целям.
МиГ-35 нового облика использует платформу (планер, двигатели, отдельные бортовые системы) корабельного истребителя МиГ-29К/КУБ, что уже стоит на вооружении ВМС Индии и ВМФ России. Машины этого типа выполняют полеты с авианосцев INS Vikramaditya проекта 11430 и «Адмирал Кузнецов» проекта 11435. Это роднит российскую машину с весьма успешным американским F/A-18E/F Super Hornet. Он тоже создавался по заданию военных моряков для эксплуатации с авианосцев, но нашел покупателей за пределами США и в варианте аэродромного базирования. Подобный подход позволяет снизить расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и стоимость единицы серийной продукции, сократить расходы на ремонт и эксплуатацию за счет унификации парка боевой авиации.
МиГ-35 создан для завоевания превосходства в воздухе, работы в зонах вооруженных конфликтов высокой интенсивности в условиях насыщенной ПВО противника. Он способен поражать как воздушные, так и наземные и надводные цели. В чем же главные преимущества нового российского истребителя?
Ранее директор программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов сообщал, что опытно-конструкторские работы по МиГ-35 будут завершены в 2017 году, а в 2018-м начнутся поставки машин Воздушно-космическим силам России. Строительство двух первых опытных МиГ-35 было завершено в прошлом году. А 24 октября машина выполнила первый полет. При длине 17 метров и взлетном весе более 23 тонн «тридцать пятый» развивает скорость более 2,5 тысячи километров в час и способен пролететь около трех тысяч километров. Как подчеркнул Михайлов, ОКР по МиГ-35 идут с незначительным отставанием от графика по вине предприятий кооперации, задерживающих поставки комплектующих, но в целом эта проблема решается. До 2020 года Минобороны планирует закупить 30 истребителей МиГ-35.
«Прототипы МиГ-35 уже прошли большой объем испытаний, – говорит эксперт в области авиации главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. – Машину изначально создавали под требования индийского тендера на поставку средних многоцелевых истребителей MMRCA стоимостью десять миллиардов долларов. Наш истребитель прошел несколько отборочных туров, считался одним из главных фаворитов, но в финале уступил французскому Rafale, причем скорее по политическим, чем по техническим причинам. В рамках индийского законодательства Дели не может покупать вооружения и военную технику только у одного поставщика. Ведь РСК "МиГ" заключила контракт и уже поставила ВМС Индии 45 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ».
Сегодня 24 новеньких истребителя МиГ-29К/КУБ поставлены на вооружение недавно созданного 2-го корабельного истребительного авиаполка, входящего в авиационное крыло авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Сейчас корабль возвращается в Североморск после завершения боевой службы в Средиземном море.
«МиГ-35 – дальнейшее развитие семейства линейки истребителей корпорации "МиГ". Один из самых перспективных российских истребителей, к которому вполне можно применить определение "боевой самолет нового поколения"», – говорит Фомин.
Внешне новый МиГ-35 от обычного войскового МиГ-29 простой обыватель вряд ли отличит. Те же обводы корпуса, но вот колпак кабины совсем другой – цельностеклянный, как на самом современном американском истребителе пятого поколения F-22 Raptor. Вместо одного – два пилота. Кабина машины больше не содержит аналоговых стрелочных приборов. Везде жидкокристаллические панели. Это прообраз кабины истребителя пятого поколения. Здесь отображается вся полетная и боевая информация.
Второе ноу-хау – новый двигатель Санкт-Петербургской компании «Климов» РД-33МК. По сравнению с «классическим» РД-33 у него не только повышенная тяга на 8%, но и современная цифровая система управления FADEC. В будущем эти двигатели смогут оснащаться системой всеракурсного управления вектором тяги, благодаря чему самолет сможет быть маневреннее своих конкурентов и лучше управляемым во всех режимах – что на скорости, что при ее полном отсутствии. Причем не только в режиме «нормального» полета, но и на форсаже. Это свойство радикально отличает МиГ-35 от того же Су-30МКИ или американского F-22.
Но самое главное, на истребители установлена новейшая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) «Жук-А». Угол зрения у нового радара – плюс-минус 60 градусов. Дальность обнаружения целей – 140 километров. Он может одновременно сопровождать 30, а обстреливать шесть целей. Причем как в воздухе, так и на земле. При этом новая антенна позволяет решать еще ряд дополнительных задач. Передавать данные о тактической обстановке на другие самолеты, вести радиолокационную борьбу, картографирование местности. Наличие нового радара вплотную приближает МиГ-35 к самолетам пятого поколения. Благодаря новой антенне, как отмечают разработчики, МиГ-35 будет способен одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями. Для этого на самолете существенно расширена номенклатура применяемого управляемого и неуправляемого авиационного вооружения. В отличие от своих ранних модификаций истребитель берет не четыре, а шесть тонн боевой нагрузки, что приближает его по возможностям к тяжелым истребителям (до восьми тонн боевой нагрузки).
Начало испытаний МиГ-35 в рамках опытно-конструкторской работы в интересах ВКС говорит о том, что у нас будут не только тяжелые истребители пятого поколения Т-50, но и более легкие машины с очень высокими боевыми возможностями. Стоимость их может оказаться заметно ниже, а эффективность сопоставимой, что позволяет рассчитывать на то, что МиГ-35 может стать массовым самолетом в российских Воздушно-космических силах, а также весьма конкурентоспособным на мировом рынке.