Виталий Косенко: Рынок лизинга в Крыму будет только расти
Какие продукты Ваша компания продвигает в первую очередь и на какие намерена сделать ставку в перспективе? «ГЕН ЛИЗИНГ» - универсальная лизинговая компания. Мы предлагаем на рынке в лизинг практически все, начиная от оборудования для баров, ресторанов и офисов и заканчивая морскими и воздушными судами. На сегодня наш интерес, учитывая подписание договоров с заводами-производителями «ГАЗ» и «КАМАЗ», сориентирован в первую очередь на продвижение на рынке их продукции, всей техники в ассортименте. Но есть и незаполненная ниша - это сельхозпроизводители. И в этом направлении мы работаем. На сегодня оно не приоритетно, но сделки уже проводим, чтобы понять рынок и риски, а в будущем - окунуться глубже. «ГАЗ» и «КАМАЗ» - это коммерческая техника для корпоративных клиентов. Получается, сейчас вы развиваете корпоративный сегмент? Лизинг вообще выгоден, в первую очередь, для юридических лиц, которые находятся на общей системе налогообложения, учитывая возмещение НДС и отнесение лизинговых платежей на расходы предприятия. Поэтому лизинг более интересен именно им, и уже во вторую очередь - физическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Для физлиц наш финансовый партнер «ГЕНБАНК» предлагает два продукта - «Авторассрочка» и «Автокредитование». Соответственно, мы понимаем, что это ниша «ГЕНБАНКа», и мы не претендуем на нее в том объеме, в котором, в принципе, нам хотелось бы. Но при этом «ГЕН ЛИЗИНГ» готов рассмотреть передачу легкового автомобиля в лизинг, если по каким-либо причинам банк не может профинансировать человека. Как вы оцениваете перспективы развития рынка лизинга в Крыму? Перспективы очень большие. В украинский период Крыма лизинг как таковой не был популярен в принципе. И тому есть простое объяснение: существовало более 50 банков, которые так или иначе опускали ставки по кредитам для привлечения клиентов. Крупные группы, как Credit Agricole и BNP Paribas, в частности, открывали возможность низких ставок по автокредитованию, а отсутствие на Украине преференций по налогообложению для юридических лиц, которые есть в Российской Федерации, делали лизинг непопулярным. Когда мы вошли на рынок российского Крыма и открыли предприятие, столкнулись с тем, что люди не воспринимали лизинг как финансовый инструмент. Его не знали, в некотором смысле даже боялись. На сегодня мы, кроме непосредственно работы на рынке, делаем все возможное для популяризации лизинга, объясняем клиентам их выгоду и преимущества перед кредитованием, что доказано не только нами, но и многочисленными исследованиями. Сравнение прямой покупки, кредитования и лизинга демонстрируют выгоду для предприятия именно лизинга. Причем даже в сравнении с прямой покупкой, что связано с особенностями налогообложения. В прошлом году мы проводили семинар для бухгалтеров по отражению лизинга в отчетности. Ищем сейчас консалтинговые компании, которые могут рассказать и показать, как правильно работать с лизингом, причем прежде всего бухгалтерам, потому что здесь мы наблюдаем большой пробел. Несмотря на эти сложности, рынок лизинга будет расти. Строительная отрасль развивается - нас ждет масштабное строительство дорог, идет строительство моста и многого другого. Плюс очень большая и незаполненная ниша - сельхозпроизводители, которым необходим лизинг, причем не по коммерческим ставкам. Здесь есть своя специфика - как правило они не плательщики НДС, соответственно, этот момент в доходности они теряют. Но как бы там ни было, техника для развития нужна, а «Росагролизинг» не заходит на рынок Крыма, лишь выборочно финансируя отдельные сделки. Получается, что главная проблема - незнание менеджмента компаний о продукте, а задача, соответственно, - это разъяснительная работа. С какими еще проблемами Вам пришлось столкнуться и как Вы их решаете? Что сдерживает развитие компании? Мы подписали несколько договоров о сотрудничестве с крупными заводами, которые дают скидки нашим клиентам. Есть еще ряд компаний, которые также идут нам навстречу. Но один момент сдерживает развитие рынка - высокая стоимость финансовых ресурсов по сравнению с материковой частью России. Лизинговая компания как правило работает на собственных и заемных средствах, в разной пропорции и в зависимости от своих ресурсов. Но в любом случае мы привлекаем ресурсы, и на сегодня есть два банка, которые заинтересованы вместе с нами в развитии малого, среднего и крупного бизнеса в Крыму - это ЧБРР и «ГЕНБАНК». Обращения в другие финансовые структуры на территории Крыма не дали никаких результатов, потому что они с опаской смотрят на финкредитование из-за вероятных рисков. Так что ни от каких других банков кредитования мы, к сожалению, не получаем. Эксперты прогнозировали падение рынка лизинга России на 10-15% в 2016 году. Для Крыма эти цифры не актуальны, так как мы начинали с нуля. Как меняется рынок на полуострове?В любом случае, падение нас не заденет - нулевых объемов, которые были в 2014 году, точно не будет. По данным RAEX («Эксперт РА»), куда мы подавали свои данные, «ГЕН ЛИЗИНГ» за прошлый год приобрел основных фондов на 702 млн руб без НДС. Уже в этом году мы профинансировали приобретение основных фондов более чем на 500 млн руб и демонстрируем существенный рост, который в целом по году пока трудно определить. Мы являемся второй компанией в Крыму по объемам бизнеса после «Первой государственной лизинговой компании», которая финансирует бюджетные структуры - троллейбусные депо, автобусные парки, приобретение техники для сферы ЖКХ и так далее. И вместе мы уже занимаем 1% рынка лизинга в России. Дальше все зависит от того, насколько мы найдем понимание от финансирующих нас структур по снижению ставки. Со своей стороны мы сделали многое - получили эксклюзивные условия от «КАМАЗа» по скидке 6% для лизинговой компании плюс 10% компенсации от минпромторга, с которым мы подписали договор в апреле. Фактически по технике «КАМАЗа» и «ГАЗа» наш клиент получает скидку в 16-17%. Кроме того, перспективно финансирование покупки газомоторной техники, что тоже поддерживается государством. Это больше относится к пригородным и межгородским автобусам. В целом скидка составляет 30-40% от стартовой стоимости, и программа уже работает. Заинтересованность со стороны покупателей есть? Рынок перевозок сегодня нуждается в финансировании, но пока нет четкого понимания, кто на этом рынке будет основным игроком - либо государственные предприятия, либо коммерческие. Госпредприятия как правило работают с «Государственной транспортной лизинговой компанией», а коммерческие еще ждут окончания передела рынка и только тогда поймут, какой объем им необходим. Вот тогда наш механизм и будет востребован. Кто уже заключил договора на приобретение техники «КАМАЗ»? Из крупных сделок - со строительной компанией «Владоград», компаниями «Альт-Эра», «ТЭС-Транс», «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького». Также хотел бы отметить значимые сделки по приобретению техники и оборудования с компаниями «Крымхлеб», «Золотая балка», «Салта», «Залив». Заявки от клиентов с учетом ожидаемой скидки от «КАМАЗа» собирали? Мы не афишировали условия соглашения до его подписания, потому что «КАМАЗ» - крупная компания, и до последнего момента мы не были уверены в успехе. Сейчас соглашение уже работает. Возможные санкции не пугают производителя? В Крыму ведут деятельность уже два официальных дилера «КАМАЗа», им разрешено использовать логотипы компании. Не думаю, что реклама на уровне Крыма подпадает под какой-то запрет. А за территорию Крыма мы пока не выходим, так как финансовый ресурс не безграничен. И в первую очередь стоит задача помочь малому и среднему бизнесу в Крыму. То есть договор с «КАМАЗом» не ограничивает Вас территориально Крымом? Нет, мы можем на этих условиях работать в любом регионе. Но на материке есть несколько лизинговых компаний, которые работают на аналогичных с нашими условиях. Они не работают в Крыму. Посыл «КАМАЗа» как раз и состоит в том, чтобы благодаря нам была охвачена вся территория России. Среди рекомендаций экспертов лизинговым компаниям на 2016 год видел такую: обратить внимание именно на малый и средний бизнес. Какую долю в Вашем объеме занимают сделки с малыми и средними предпринимателями? Малый и средний бизнес в Крыму на сегодня имеет некие преференции с точки зрения санкций, которые действуют на территории республики. Санкции ограничивают вход на полуостров крупных российских компаний. Соответственно, это дает дополнительный стимул к росту для местного малого и среднего бизнеса. Очень много предприятий, которые работают здесь, получили определенный старт своей финансовой деятельности и уже достигли тех высот, которых они не могли бы достичь ранее. В процентном отношении - в 2015 году более чем 80% в нашем портфеле заняло финансирование малого и среднего бизнеса. В основном, крупные корпоративные потребители интересуются продукцией «КАМАЗа». Продукция «ГАЗ» направлена как раз на малый и средний бизнес - это «ГАЗели» для перевозки небольших грузов, замороженной продукции и так далее. За первое полугодие 2015 года мы продали всего 3 единицы продукции завода «ГАЗ». После подписания договора с «ГАЗ» о скидке 7% мы в месяц продаем 20-30 автомобилей. Вот и показатель эффективности. Как за последний год изменились предпочтения клиентов по предметам лизинга и по условиям контрактов? Особых пожеланий от клиентов нет, потому что сам лизинг - плохо изученная ими тема. Думаю, для высказывания предпочтений необходимо понимание проблематики. Единственное, что хотелось бы и нам, и клиентам - снижение стоимости финансового ресурса. Увеличение сроков лизинга интересует партнеров? У нас максимальный срок лизинга - 3 года. Но около 30-40% клиентов заключают договора на 1-2 года, потому что меньший срок предполагает меньшее удорожание предмета лизинга. Если бы нам совместно с финансирующими структурами удалось снизить ставки, мы бы дали толчок к увеличению сроков лизинга. Но на сегодня заявки на лизинг сроком более 3 лет - это единичные случаи. Как правило, предлагаемые нами предметы лизинга окупаются в течение этого срока. У нас не было сделок по подвижному составу (они не окупаются за 3 года и пока в принципе не актуальны для Крыма), по летной технике. Были пожелания по судам, но один клиент отказался в последний момент от приобретения парома. И есть желание приобретать другие суда, но это крупные сделки, в которые сейчас мы бы не хотели входить - это приведет к отвлечению финансового ресурса и, соответственно, мы не сможем ответить на запросы малого и среднего бизнеса. Недостатка ресурса как такового нет, но 3-5 сделок на приобретение крупных судов по 300-400 млн руб мы пока не потянем. Да и опыт работы в крупных банках на территории Украины научил тому, что кредитный портфель должен быть диверсифицирован. Входить в несколько крупных сделок и подвергать компанию крупным рискам нецелесообразно. Поэтому сейчас мы работаем в розницу с суммами 500-600 тыс руб. Конечно, объем работы такой же, как и с крупными сделками, но в любом случае эти люди нуждаются в финансировании, а сами сделки менее рискованны для нас. Как Вы оцените финансовую культуру партнеров в Крыму? Очень положительно. Просрочки если и есть, то они несут текущий характер из-за кассовых разрывов у предприятий. Обычно задержки не превышают 3-4 дней. Часто ли происходят задержки из-за того, что у партнеров возникают проблемы с бюджетными платежами? Такое есть, но явление не так ярко выражено, как было при Украине. Общей картиной мы не располагаем, потому что ориентируемся на сообщения клиентов, но я бы не называл это серьезной проблемой. Из месяца в месяц она не повторяется. Насколько актуален на полуострове лизинг коммерческой недвижимости? Сделок по недвижимости в принципе немного, так как у нас не вся недвижимость переоформлена по российскому законодательству. За весь период нашей работы обращений по коммерческой недвижимости было не более пяти. И когда объясняешь клиенту, с какими он сталкивается проблемами при лизинге недвижимости, в частности, с необходимостью оформления сначала на лизинговую компанию, лишь окончания выплат - на лизингополучателя, то это служит сдерживающим фактором. Опять же, недвижимость - это не тот продукт, который окупится за 3 года. Нужны большие сроки, а у нас такой возможности нет. Нет ее и у наших банков-партнеров. Насколько остро стоит кадровый вопрос для Вашей компании? Эта проблема нам не знакома. Лизинг, за редким исключением, сродни банковскому кредитованию. В Крыму было много банков, которые воспитывали кадры. Плюс к этому некоторые российские банки сейчас уходят из республики. Так что кадровой проблемы на сегодня нет. Все сотрудники лизинговой компании - это топ-менеджеры и менеджеры среднего звена бывших украинских банков «Укрсиббанк» и «Credit Agricole» с большим опытом работы в банковских структурах. Наш коллектив - это одна команда, работающая долгие годы. Планируете ли Вы открывать офисы вне Симферополя и Севастополя? Теоретически, большой потенциал в Евпатории, Керчи, Феодосии. И в ближайшем будущем мы откроем здесь офисы, но пока с объемом работ справляется и центральный. Каких проблем рынка лизинга материковой России мы пока избежали в Крыму? Есть один больной вопрос, который беспокоит участников рынка и потенциально ждет Крым. Учитывая, что между множеством лизинговых компаний ведется серьезная конкуренция, существует такая практика: поставщики (как правило, это автосалоны) для передачи той или иной компании договора на покупку техники требуют комиссионное вознаграждение. Как правило, это 1,5-2% от стоимости транспортного средства. И эта нагрузка в итоге ложится на лизингополучателя. Но комиссионное вознаграждение за передачу клиента - это в корне не правильно. Вопрос настолько серьезен, что поднимается на уровне Ассоциации лизинговых компаний. Наше мнение таково - поставщик должен зарабатывать свою маржу на продаваемом продукте, а лизинговая компания - на своем. Начиная работать в Крыму, мы придерживались именно такой позиции. Мы не трансформировали выгоды, которые хочет получить поставщик, в затраты лизингополучателя. И мне непонятно, почему завод, производящий продукцию, делает скидки для лизинговых компаний, а дилер, который продает эту технику, должен от нас же получить сверху еще 1,5-2%. Побороть эту ситуацию мы никак не сможем, потому что сюда будут заходить компании с подобным опытом работы на материковой части, и они уже несут эти предложения продавцам. Бороться с этим можно только тем, что пояснять людям, услуги какой лизинговой компании предполагают выплату тех самых лишних 2%.
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Комментарии
Добавить комментарий
Похожие новости:
01.04.2016
Тем не менее, уже сейчас можно проанализировать состояние рынка в Крыму и оценить компании, оказывающих лизинговые услуги на территории полуострова, чтобы выяснить их преимущества и недостатки. После мониторинга общедоступной информации стало
14.07.2016
Симферополь, 14 июля. pwo.su. Лизинговая компания «ГЕН ЛИЗИНГ» провела первую сделку в рамках договора о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» и поставит ООО «Альт-Эра» 10 грузовиков грузоподъемностью 20 тонн для ведения дорожно-строительных работ в Крыму.
06.09.2016
Симферополь, 6 сентября. Компания «ГЕН ЛИЗИНГ» поставила Балаклавскому рудоуправлению в лизинг 4 автосамосвала КАМАЗ и гусеничные экскаваторы HYUNDAI и EK-450FS со сроком выплат в 36 месяцев. Об этом сообщила пресс-служба ООО «ГЕН ЛИЗИНГ». «Один из
16.06.2016
Симферополь, 16 июня. Лизинговая компания «ГЕН ЛИЗИНГ» (Симферополь) подписала соглашение с ПАО «КАМАЗ» о предоставлении скидки в размере 6% от отпускной цены производителя на приобретаемую клиентами компании технику. Об этом в интервью pwo.suу
05.09.2016
Симферополь, 5 сентября. pwo.su. Компания «ГЕН ЛИЗИНГ» поставила в лизинг предприятию «Крымский молочник» комплект оборудования для выдува ПЭТ-тары и розлива в нее молока и кисломолочных продуктов. Как сообщили в пресс-службе компании, общая сумма
17.06.2016
ГЕНБАНК подписал соглашение о сотрудничестве с ООО «ГЕН ЛИЗИНГ». Таким образом, теперь и клиенты банка смогут воспользоваться услугами лизинговой компании на приобретение транспортных средств завода «КАМАЗ» с максимальной суммарной скидкой - 16% и
13.10.2016
Уже само название Вашей должности говорит о том, что наукой в университете следует заниматься не ради нее самой. Научные разработки, прежде всего, должны иметь прикладной характер, языком экономистов - «коммерциализироваться». Верно? Президентом РФ,
25.09.2016
Симферополь, 23 сентября. Крымская компания «ГЕН ЛИЗИНГ» уверенно вошла в первую полусотню рейтинга лизинговых компаний по показателю объема нового бизнеса. Об этом свидетельствуют данные рэнкинга лизинговых компаний России по итогам первого
22.08.2016
Сергей Владимирович, каждый человек, когда ждет кого-то в гости, первым делом убирает в доме. Вы на посту министра ЖКХ Крыма в первую очередь занялись проблемой мусора, что чрезвычайно важно для республики как курортного региона, который ежегодно
15.09.2016
Симферополь, 15 сентября. Группа компаний «Автодель» предлагает индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам воспользоваться специальной программой лизинга в салоне официального дилера Nissan в Крыму «Авторитет-М», входящем в ГК. Как сообщили
25.05.2016
Сделки с недвижимостью, в связи с особой значимостью для граждан и немалой стоимостью объектов недвижимости, всегда предполагали более строгие требования законодателей к их оформлению, а несоблюдение таких требований влекло ничтожность сделок.
04.03.2016
Елена Александровна, как бы вы сами представились нашим читателям? Аксёнова Елена Александровна, руководитель межрегиональной общественной организации «Русское единство». Чем вы были заняты, где были в период Крымской весны? Находилась в Крыму, в
23.08.2016
Вы довольны итогами вступительной кампании? Удовлетворен. Она не многим отличалась от вступительной кампании прошлого года, и контрольные цифры приема, по сути, остались те же. И конкурс был достаточно высокий - от 17 человек на место до 3-х. Но в
01.09.2016
Почему ваш выбор пал именно на Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского? Не жалеете о своём решении остаться в Крыму? Наш вуз всегда входил в пятёрку лучших учебных заведений СССР. Он и сейчас считается одним из
17.05.2016
Воссоединение Крыма с Россией более чем серьезно сказалось на условиях ведения бизнеса в республике. Местные предприниматели в подавляющем большинстве перестроились и продолжили работу, тогда как акционеры и участники обществ из других стран были
29.02.2016
Между тем, уже в начале 2016 года эксперты Крыма и Севастополя констатировали оживление на рынке и появление спроса на жилье. По данным сети офисов недвижимости «МИЭЛЬ», начало 2016 года показало рост спроса на новостройки, земельные участки и
14.10.2016
Какие задачи вы видите перед собой на новом посту? Что намерены предпринять в первую очередь? Когда министр представлял меня коллективу больницы, я сказал коллегам: глубоко убежден, что 70-80% всех производственных факторов, будь это завод, больница
01.12.2016
Симферополь, 1 декабря. Министерство промышленности и торговли решило стимулировать развитие общепита в России. Об этом сообщают «Известия». По мнению ведомства, сейчас обеспеченность населения предприятиями общественного питания слишком низкая -
16.03.2016
Севастополь, 16 марта. pwo.su. Агропромышленный комплекс Севастополя практически вдвое увеличил производство шампанских, игристых и столовых вин. Об этом в прямом эфире Информационного канала Севастополя заявила начальник управления
21.07.2016
Не секрет, что рынок банковских услуг в России ориентирован сейчас, в основном, на молодое поколение. Появление на нем продукта, рассчитанного не просто на пожилых, но конкретно на людей старше 80 лет, весьма необычно. Как у вас возникла идея