Приспособления, уменьшающие вероятность замерзания легочного автомата
Замерзание легочников происходит по тем же причинам, что и замерзание редуктора. Какой из узлов в большей степени ему подвержен? С одной стороны, воздушная камера легочника все время увлажняется за счет выдоха, что, очевидно, повышает вероятность замерзания. Вода также попадает в легочный автомат при подключениях и отключения от аппарата, выполняемых в воде. С другой стороны, легочник все время подогревается теплом выдыхаемого воздуха и имеет управляющий элемент в виде мембраны, а мембранный механизм, как Вы помните, менее подвержен замерзанию, чем поршневой. Таким образом, борьба с обледенением легочных автоматов — актуальная техническая задача, для решения которой используются различные способы. Рассмотрим некоторые из них на примере легочного автомата "ARCTIC" — одной из новейших моделей французской фирмы "La Spirotechnique" — специально приспособленного для работы в холодной воде. Его конструкция отличается следующими особенностями:
1. Рычаг расположен с противоположной от воздушного входа стороны. Наибольшему охлаждению потоком расширяющегося воздуха (вспомним замерзание редукторов) подвергаются седло и подушка клапана вдоха. В большинстве легочников именно в этом месте находится подвижное соединение рычага. Перенесение его на противоположную сторону корпуса значительно уменьшает вероятность заклинивания рычага в результате образования наледи.
2. Пластиковая муфта ограничивает теплообмен между поршнем клапана и рычагом, уменьшая охлаждение последнего.
3. Все подвижные металлические детали имеют водоотталкивающее покрытие, препятствующее образованию наледи.
4. Специальная система обеспечивает теплообмен между охлаждаемыми расширяющимся воздухом деталями легочного автомата и окружающей водой, температура которой, разумеется, выше точки замерзания. Эта система представлена наружными радиаторами, соединенными с клапаном вдоха вставками из материала, обладающего высокой теплопроводностью.
Существует и ряд других приспособлений для увеличения надежности работы легочных автоматов в холодной воде:
наличие двух мембран с заполнением пространства между ними жидкой cиликоновой смазкой; o наличие двойного кожуха с заполнением промежуточного пространства жидкой смазкой;
увеличение эффективности обогрева внутреннего механизма легочного автомата теплом выдыхаемого воздуха путем создания подвижных перегородок внутри воздушной камеры.
Перечисленные технические решения в значительной степени уменьшают вероятность замерзания легочника в холодной воде. Только помните, что кроме холодной воды бывает еще и значительно более холодный воздух. Если окунуть регулятор в прорубь, а потом, не слив воду, на некоторое время оставить на морозе, даже самая "арктическая" модель может превратиться в монолитный кусок льда. Поэтому, при работе в холодной воде и, тем более, зимой соблюдайте следующие требования (особенно если Ваш регулятор не относится к специализированным холодноводным моделям):
1. После каждого погружения регулятор необходимо высушивать и хранить до следующего погружения в сухом теплом помещении.
2. Старайтесь проводить сборку аппарата (присоединение регулятора к баллонному блоку) и его рабочую проверку в сухом теплом помещении.
3. Не допускайте попадания воды на регулятор до вхождения в воду.
4. Во время погружения не допускайте попадания воды в легочник, по возможности не вынимайте загубник изо рта —как у поверхности, так и на глубине.
5. Старайтесь не пользоваться без крайней необходимости кнопкой принудительной подачи воздуха.
6. Избегайте активных движений и большой физической нагрузки во время погружения.
7. Если температура воздуха ниже или чуть выше нуля старайтесь как можно меньше дышать из регулятора на воздухе.
Общая цель всех приведенных советов — исключить попадание воды в воздушные полости регулятора и уменьшить расход воздуха (а значит охлаждение) через него, особенно — на морозе.
Идеально организованное погружение в холодную воду выглядит следующим образом: Вы полностью готовитесь к нему в сухом теплом помещении (в каюте судна, в отапливаемой палатке на льду водоема), там же подключаетесь к аппарату и после этого без промедления погружаетесь в воду.
Для работы в холодной воде можно использовать аппарат с двумя выходами и двумя регуляторами: в случае замерзания одного из них Вы переключаетесь на другой. Регулятор, переставший охлаждаться за счет расширяющегося воздуха, как правило, оттаивает достаточно быстро.