Секреты контроля плавучести
С одной стороны, подводные гиды все время призывают нас внимательно осматривать рифы в поисках крохотных существ – таких, как морские собачки или креветки-чистильщики, длина которых достигает не более трех сантиметров. Это подразумевает довольно близкий «контакт» с рифом.
С другой стороны, те же гиды постоянно предупреждают нас: «Ни к чему не прикасайтесь!» Отсюда возникает проблема: приблизиться к рифу, не касаясь его, довольно легко – для этого надо лишь осторожно плыть вперед. Но вот отплыть в сторону, не ломая ластами кораллы, и не задевая их локтями и коленями, может оказаться непростой задачей.
Мы упомянули лишь один пример – на самом деле ситуаций, когда приблизиться проще, чем отплыть, великое множество. Тем не менее, опытным подводным фотографам (и просто опытным дайверам) периодически удается приблизиться, например, к заинтересовавшему их мягкому кораллу на расстояние нескольких сантиметров, а затем отплыть от него, не причинив ни малейшего вреда. В чем же заключается секрет?
Существует множество приемов, но основой всегда является мастерское владение плавучестью. Умение точно контролировать плавучесть позволяет вам практически неподвижно зависать на месте, а затем отплывать назад без помощи рук.
Если вы спустились к интересующему вас объекту сверху и зависли над ним вниз головой, то для того, чтобы отплыть от него, вам достаточно просто немного привсплыть. Для этого вам не нужно добавлять воздуха в BCD – просто контролируйте свое дыхание. По сути, чтобы научиться грамотно контролировать свою плавучесть, вам надо как можно реже использовать компенсатор плавучести.
На первый взгляд, контроль плавучести выглядит как простой поиск равновесия между силой земного притяжения, тянущей вас и ваши груза ко дну, и выталкивающей силой, возникающей при наполнении воздухом вашего компенсатора. Когда эти две силы уравновешивают друг друга, вы достигаете нейтральной плавучести и можете зависать в толще воды. Поскольку количество грузов не меняется с того момента, как вы входите в воду, у вас остается только одна переменная величина – количество воздуха в вашем BCD. Казалось бы, это совсем просто. Почему же на самом деле это не так?
Фактически, чтобы получить возможность ювелирного контроля плавучести, вам необходимо соблюсти шесть пунктов. Но есть и хорошая новость: как только все эти шесть переменных будут приведены в соответствие, контролировать плавучесть станет просто.
К шести факторам, влияющим на вашу плавучесть, в первую очередь относится, конечно, вес грузов и количество воздуха в BCD. Также к этим факторам следует отнести положение тела в воде, плавучесть гидрокостюма, глубину погружения и контроль дыхания. Количество грузов и положение тела – единственные факторы, которые задаются до начала погружения (положение тела зависит от размещения грузов). Все остальное будет меняться в ходе всего погружения в зависимости от времени и глубины. Какие-то из этих изменений вы сможете контролировать, какие-то – нет. Контролировать плавучесть – не так просто, как кажется.
КОЛИЧЕСТВО ГРУЗОВ
Вес грузов не меняется в ходе погружения, но именно он зачастую создает наибольшую проблему. Многие, если не большинство дайверов, берут с собой больше свинца, чем это необходимо. Это затрудняет контроль плавучести, поскольку лишний вес грузов приходится компенсировать, добавляя лишний воздух в компенсатор – примерно литр воздуха на каждый лишний килограмм свинца.
Но поскольку воздух сжимается и расширяется при изменении глубины, вам придется все время поддувать и стравливать воздух из вашего компенсатора, чтобы поддерживать его постоянный объем. Три лишних килограмма свинца, что встречается не так уж редко, означают, что вам придется поддуть в компенсатор примерно три лишних литра воздуха и постоянно прилагать массу усилий, чтобы поддерживать этот объем и сохранять нейтральную плавучесть. Таким образом, слишком большое количество грузов приводит к тому, что при изменении глубины вы получаете дополнительный импульс, направленный вверх или вниз (в зависимости от того, всплываете вы или спускаетесь). В результате контроль плавучести требует дополнительных манипуляций с инфлятором и клапанами вашего компенсатора. Иногда дайвер вынужден непрерывно пользоваться инфлятором и клапанами в ходе всего погружения.
Большинство инструкторов сходятся во мнении, что перегруженность – это весьма распространенная проблема, а некоторые из них признают, что возникает она по их вине. Опасаясь, как бы студента не вынесло на поверхность (что может привести к баротравме), инструктор дает ему больше грузов, чем это необходимо – по той же причине, по которой отец когда-то прикручивал дополнительные колесики к вашему первому велосипеду. И, как и в случае с этими колесиками, вы должны научиться обходиться без лишнего груза, прежде чем перейдете на следующую ступень обучения. К сожалению, как только вы выполняете проверочные погружения, инструктор обычно переключается на следующих студентов. И вам приходится «снимать дополнительные колесики» самостоятельно.
Первый шаг заключается в том, чтобы просто сделать это – просто уберите один килограмм свинца перед следующим погружением. Не можете погрузиться под воду? Прежде чем вы опять потянетесь за свинцом, убедитесь, что он вам действительно нужен. Опуститься под воду, особенно во время первого погружения в день, может оказаться сложнее, чем вы ожидали. И зачастую это вынуждает вас брать лишний груз, который вам на самом деле не нужен. Вот несколько советов, которые могут помочь вам:
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ. Ворсовая ткань на внешней стороне сухого костюма может удерживать на удивление много воздуха, создавая вам положительную плавучесть. В таком костюме вам потребуется некоторое время, пока он не намокнет полностью.
ТЯНИТЕСЬ ВВЕРХ. Держите шланг инфлятора над головой, несильно вытянув его вверх, чтобы место крепления шланга к вашему компенсатору находилось в верхней точке. В то же время, советует Линда Ван Велсон, курс-директор PADI, «опустите правое плечо вниз и прижмите жилет-компенсатор к груди правой рукой». Этот прием позволит вам избавиться от остатков воздуха в BCD.
НЕМНОГО ОТКЛОНИТЕСЬ НАЗАД. Во многих моделях компенсаторов воздух остается сзади, как раз за головой дайвера. Откиньтесь назад, как если бы вы сидели в кресле. В результате воздух внутри компенсатора переместится к клапану и выйдет наружу.
РАССЛАБЬТЕСЬ. Многие из дайверов неосознанно совершают лишние движения руками и ногами, особенно в начале погружений. Это нервное – ваше тело подсознательно стремится выбраться из воды. Это затрудняет спуск под воду. Чтобы избежать этого, прижмите правую руку к телу (левой рукой держите шланг инфлятора над головой), вытяните ноги так, чтобы лопасти ваших ласт были направлены строго вниз и не создавали сопротивления при спуске
ВЫДОХНИТЕ. Еще одно проявление нервозности – это стремление задерживать дыхание. При полном вдохе это добавляет вам около 5 килограмм положительной плавучести. Выдохните и не вдыхайте, пока не начнете опускаться под воду, а затем делайте неглубокие вдохи, пока не погрузитесь глубже полутора метров.
ПРИДАЙТЕ УСКОРЕНИЕ. Еще один способ – это использование веса вашего тела, чтобы погрузиться под воду. Лежа на воде лицом вниз, согнитесь вперед, чтобы верхняя половина вашего тела оказалась под водой, а затем поднимите вверх из воды сначала одну, а потом и другую ногу. Под действием веса ваших ног вы погрузитесь под воду. А как только ваши ласты окажутся в воде, начинайте грести ими, направляясь ко дну.
Какое количество грузов является идеальным? При почти пустом баллоне (скажем, 35 бар), наполовину заполненных легких и полностью сдутом компенсаторе ваша плавучесть на поверхности должна быть близка к нейтральной (вы должны держаться на воде, погрузившись до уровня глаз). А на глубине 5 метров (остановка безопасности) вы должны обладать небольшой отрицательной плавучестью. Если дайвер возьмет чуть меньше грузов, то его плавучесть на глубине 5 метров будет нейтральной, а при всплытии к поверхности он приобретет небольшую положительную плавучесть. Но он может компенсировать это за счет уменьшения объема воздуха в легких и неглубоких вдохов. С полным баллоном вы должны быть примерно на 2 кг тяжелее – столько весят пока еще неизрасходованные 170 бар воздуха.
Иногда существуют объективные причины для того, чтобы взять с собой больше грузов. Например, при сильном волнении дополнительный свинец поможет вам держаться возле дна. Но в целом, плавучесть контролировать проще всего при минимально возможном количестве грузов.
Определив для себя более-менее правильное количество грузов, вы сможете подобрать его точнее во время остановки безопасности, когда ваш баллон почти пуст и вам все равно практически нечего делать в течение трех минут. Вот один из способов:
- Положите самые маленькие грузики – по полкило или по килограмму – в карман или повесьте на D-кольцо, чтобы их легко можно было снять.
- Во время остановки безопасности, когда у вас в баллоне останется около 35 бар, отдайте лишние грузики напарнику или положите на дно, если вы находитесь на мелководье.
- Теперь попробуйте снова установить нейтральную плавучесть. Не забывайте по возможности не двигать руками и ногами. Для большей безопасности вы можете делать это возле спускового конца. Но помните, что вы всегда сможете компенсировать лишние полкилограмма положительной плавучести, просто выдохнув или подгребая ластами. Изменяя плавучесть всего лишь на полкилограмма или на килограмм, вы можете не опасаться неконтролируемого всплытия. Если вы можете сохранять нейтральную плавучесть на глубине 5 метров без тех маленьких грузиков, которые отдали напарнику, значит, они вам и не нужны. Так что на следующее погружение вы смело можете их не брать.
- Теперь заберите обратно ваши грузики у напарника, чтобы он тоже смог подобрать необходимое ему количество грузов.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ВОДЕ
Следующая переменная, о которой вам следует побеспокоиться, это положение, которое ваше тело занимает в воде, когда вы достигаете нейтральной плавучести и неподвижно зависаете в толще воды. Это влияет на плавучесть, поскольку если ваши ласты, например, находятся ниже тела, то, начав грести, вы будете двигаться не только вперед, но и вверх. В таком случае вам может показаться, что вы вдруг приобрели положительную плавучесть, и вы сбросите воздух из компенсатора. Но как только вы перестанете грести ластами, ваша плавучесть окажется нейтральной, и вы начнете опускаться ко дну.
Чтобы такого не происходило, вы должны располагаться в толще воды горизонтально, и тогда гребки ластами будут двигать вас только вперед. Добиться этого можно так: установив нейтральную плавучесть, вытяните ноги и замрите неподвижно; если ноги начнут тонуть, переместите часть грузов с пояса ближе к голове.
ВЕС БАЛЛОНА
В ходе погружения, по мере того, как вы расходуете воздух, ваш баллон становится легче. В полном баллоне содержится около 2.260 литров воздуха весом чуть меньше 3 кг. Если к концу погружения в баллоне останется 35 бар, то вес израсходованного воздуха составит около 2 кг и, следовательно, ваш баллон будет весить на 2 кг меньше, чем в начале погружения. Это придаст вам положительную плавучесть, и вам придется компенсировать это изменение, сбросив часть воздуха из компенсатора. Именно поэтому начинать погружение следует с двумя «лишними» килограммами груза – тогда к концу погружения, когда ваш баллон приобретет 2 кг положительной плавучести, вы сможете сбросить лишний воздух из BCD и установить нейтральную плавучесть на остановке безопасности.
К счастью, описанные изменения плавучести происходят постепенно. Если вам хватает баллона на 60 минут, то ваша плавучесть изменяется всего лишь на 0,5 кг каждые 10 минут – скорее всего, вы этого даже не заметите. Кроме того, глубина погружения влияет на плавучесть баллона только в том, что чем глубже вы опускаетесь, тем быстрее расходуете воздух. Поскольку баллон имеет жесткую конструкцию и не меняет форму под действием давления воды в ходе погружения, его плавучесть не изменится сразу же, как только вы спуститесь или подниметесь на 5 метров.
Итак, вам придется учитывать изменение плавучести вашего баллона, но это изменение не застанет вас врасплох. Скорее всего, до середины погружения вы даже и не заметите икаких изменений.
Между прочим, многие дайверы уверены, что могут свести на нет описанное изменение плавучести, используя стальной баллон. На самом деле это не так. Стальные баллоны, как правило, изначально обладают меньшей плавучестью, чем алюминиевые, поэтому к концу погружения такой баллон может приобрести небольшую отрицательную плавучесть, тогда как плавучесть алюминиевого баллона будет положительной. Но, независимо от материала, из которого сделан баллон, 2.260 литров воздуха в нем все равно весят одинаково. И по мере того, как воздух расходуется, плавучесть как стального, так и алюминиевого баллона все равно изменяется на одно и то же значение. Использование стального баллона позволит вам снять несколько килограмм с грузового пояса, но так как стальной баллон тяжелее алюминиевого, эти килограммы по сути никуда не исчезнут – вам все равно придется таскать их на себе.
ГИДРОКОСТЮМ
Мокрые гидрокостюмы обладают положительной плавучестью. И от этого никуда не денешься, поскольку положительную плавучесть неопрену придает именно то свойство, которое обеспечивает дайверу теплозащиту – наличие пузырьков воздуха в толще материала. Плавучесть (и степень теплозащиты) гидрокостюмов варьируется, но в целом новый мужской мокрый гидрокостюм дает килограмм или полтора положительной плавучести на каждый миллиметр толщины неопрена. Таким образом, тонкий костюм для погружений в тропиках на поверхности может добавлять менее килограмма положительной плавучести, тогда как толстый костюм, рассчитанный на погружения в холодной воде, может добавить 9 кг или более.
Конечно, существует соблазн выбрать костюм с минимальной толщиной неопрена, чтобы упростить контроль плавучести. Некоторые дайверы, погружаясь в тропических водах, вовсе не используют неопреновых костюмов. Но это может сослужить плохую службу, поскольку холод не только вреден сам по себе, но еще и увеличивает риск возникновения декомпрессионной болезни.
Плавучесть вашего мокрого костюма вряд ли будет заметно меняться от погружения к погружению, хотя со временем она снизится, поскольку многие из пузырьков газа в неопрене потеряют свою эластичность и сплющатся или заполнятся водой. В результате старый костюм будет обладать меньшей плавучестью и худшей теплозащитой, чем новый.
Хорошая новость заключается в том, что пока вы остаетесь на одной глубине, плавучесть вашего костюма не меняется. Отрегулировав свою плавучесть для определенной глубины, вы можете забыть об этом. Есть и еще одна хорошая новость: если, погружаясь в тропиках, вы выберете самый тонкий гидрокостюм, то его изначальная плавучесть будет настолько мала, что вы можете пренебречь ее изменениями с глубиной.
ГЛУБИНА
Независимо от того, какова плавучесть вашего гидрокостюма на поверхности, она будет значительно меняться с глубиной. Поскольку пузырьки газа в толще неопрена сжимаются под действием давления, ваш костюм по мере погружения становится тоньше и, следовательно, вытесняет меньше воды. Фактически, он становится тяжелее. При этом плавучесть меняется не линейно. Когда вы погружаетесь на первые 10 метров, плавучесть, которой вы обладали на поверхности, уменьшается вдвое. А после следующих 10 метров она уменьшается еще на треть. Опускаясь глубже 20 метров, вы можете потерять еще только одну шестую часть вашей первоначальной плавучести, независимо от глубины погружения. Воздух в вашем компенсаторе плавучести, по сути, представляет собой один большой пузырь, который ведет себя точно так же, как и маленькие пузырьки газа в неопрене.
Изменение плавучести наиболее заметно в ходе погружения на первые несколько метров от поверхности. На глубине 0,5 метров плавучесть меняется в три раза быстрее, чем на глубине 18 метров. Вот почему зачастую бывает так сложно погрузиться с поверхности, но как только вы достигли глубины 1,5 метра, вы как будто становитесь тяжелее и спускаться становится легче.
В отличие от изменения плавучести вашего баллона, эти изменения происходят довольно быстро, а плавучесть может не только уменьшаться, но и увеличиваться. Когда вы всплываете, плавучесть вашего гидрокостюма и BCD очень быстро увеличивается до прежних значений. Поэтому, решая изменить глубину, вы должны быть готовы к тому, что ваша плавучесть изменится. И это особенно важно при всплытии.
КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Ваши легкие являются естественным устройством, позволяющим вам контролировать плавучесть. Они обладают запасом положительной плавучести около 4,5 кг. При нормальном спокойном вдохе ваши легкие расширяются примерно на 0,5 литра, и на столько же увеличивается ваша плавучесть. По мере того, как вы вдыхаете и выдыхаете, ваша плавучесть изменяется в пределах 0,5 литра. Но то, по отношению к какой изначальной плавучести будут происходить эти изменения, зависит от вас. Например, вы можете дышать при почти полных легких, и тогда плавучесть ваших легких будет изменяться от 4 до 4,5 кг. Или вы можете дышать при почти пустых легких – и тогда она будет колебаться в передах от 1 до 1,5 кг. Таким образом, если вы обладаете нейтральной плавучестью при наполовину наполненных легких, вы при желании можете спускаться или всплывать, всего лишь контролируя дыхание.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Когда вы подберете нужное вам количество грузов и добьетесь правильного положения тела в воде, вы можете считать, что основная часть пути к идеальному контролю плавучести пройдена. Теперь вам не надо тратить много воздуха на поддув BCD, чтобы компенсировать крайне предсказуемые изменения плавучести баллона по ходу погружения или изменения плавучести костюма с глубиной. Вам достаточно лишь чуть-чуть поддуть компенсатор или стравить из него немного воздуха. Теперь вы можете при помощи одного лишь контроля дыхания аккуратно спуститься к той креветке-чистильщику, зависнуть в нескольких сантиметрах над ней, оставаться в таком положении столько, сколько пожелаете, а затем аккуратно отплыть в сторону, не причинив ей никакого вреда. Ваш подводный гид будет просто счастлив!