Турбулентный след (Спутная струя)
Турбулентный след (Спутная струя)
Спутная струя (спутный след) - Ограниченная область возмущённой газообразной среды, возникающая вследствие движения в ней тела. Например, область возмущённого воздуха в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолёта. Каждый вихрь образуется из-за стремления воздуха перетечь из области повышенного давления (под крылом) в область пониженного давления (над крылом). Хотя вихри быстро затухают (около 5 минут), но всё же за тяжёлым самолётом они могут тянуться на километры. Среди облаков эта область становится видима, образуя прозрачную полосу, называемую иногда "обратный" или "отрицательный" след. Само облако или его часть принимает форму завихрения.
Вихревая турбулентность - это возмущение в атмосфере, которое формируется за самолетом, когда он проходит по воздуху. Он включает в себя различные компоненты, наиболее важными из которых являются вихри кончика крыла и струйная промывка. Струйная промывка относится просто к быстро движущимся газам, выбрасываемым из реактивного двигателя; она чрезвычайно турбулентна, но непродолжительна. Кончики крыльевых вихрей, с другой стороны, гораздо более устойчивы и могут оставаться в воздухе в течение до трех минут после прохождения самолета. Поэтому это не истинная турбулентность в аэродинамическом смысле, поскольку истинная турбулентность была бы хаотичной. Вместо этого он ссылается на сходство с атмосферной турбулентностью, испытываемой самолетом, летящим через эту область возмущенного воздуха.
Вихри кончика крыла возникают, когда крыло генерирует подъемную силу. Воздух из-под крыла втягивается вокруг кончика крыла в область над крылом за счет более низкого давления над крылом, вызывая вихрь, который тянется от каждого кончика крыла. Прочность концевых вихрей крыла определяется в первую очередь весом и скоростью полета летательного аппарата.Вихри на концах крыльев составляют основную и наиболее опасную составляющую турбулентности следа.
Вихревая турбулентность особенно опасна в регионе позади воздушного судна на взлетной или посадочной фазах полета. Во время взлета и посадки самолеты работают под большим углом атаки . Такая ориентация полета максимально увеличивает образование сильных вихрей. В непосредственной близости от аэропорта может находиться несколько воздушных судов, все они работают на низкой скорости и малой высоте, и это обеспечивает дополнительный риск пробуждения турбулентности с уменьшенной высоты, с которой можно оправиться от любого расстройства.