Механизм крепления баллонов
Этот пункт касается только компенсаторов-жилетов, так как нагрудные компенсаторы надеваются независимо от акваланга. Компенсатор - жилет имеет встроенную жесткую или полужесткую пластиковую спинку, снабженную одним или двумя ремнями с замками для прикрепления однобаллонника (фото 2.12 В, Г). В простейшем случае один ремень обхватывает баллон и закрепляется с помощью специальной пряжки. На рис. 2.20 показаны самые распространенные конструкции пряжек. Все они легко и надежно застегиваются, создавая натяжение ремня, и при необходимости расстегиваются без значительного усилия. Некоторые модели компенсаторов снабжены дополнительным страховочным ремешком, который обхватывает горловину баллона и удерживает его в случае самопроизвольного расстегивания основного ремня. Наиболее жесткая фиксация баллонов достигается при применении двух основных крепежных ремней, но такой вариант встречается нечасто: одного ремня с исправной пряжкой вполне достаточно для надежного прикрепления баллона к жилету—компенсатору. Это один из ключевых моментов подготовки индивидуального снаряжения подводника. Небольшая ошибка может привести к отсоединению баллона от компенсатора, что в лучшем случае заставит Вас прекратить погружение. Поэтому обязательно соблюдайте следующую последовательность действий:
1. Убедитесь в целостности ремня и пряжки (ремней и пряжек) компенсатора.
2. Намочите крепежный ремень (ремни) водой для увеличения эластичности материала. Если Вы затянете сухой ремень, то, намокнув при погружении, он растянется и ослабнет.
3. Прижмите баллон и спинку компенсатора друг к другу и наденьте петлю ремня на баллон. Выход из баллона должен быть немного выше верхнего края спинки компенсатора и направлен в сторону последнего, т. е. к спине подводника.
4. Возможны два способа дальнейшей сборки:
А. Баллон расположен вертикально, Вы стоите со стороны компенсатора и прижимаете его к баллону коленями. Б. Баллон лежит горизонтально на компенсаторе, Вы прижимаете его сверху руками.
На качающейся палубе корабля удобнее производить сборку последним способом, а на песчаном пляже, илистом берегу или на камнях с острыми краями (острыми ракушками, морскими желудями и пр.) пользуйтесь первым, во избежание порезов ткани и засорения клапанов.
5. Если ваш компенсатор имеет пластиковую пряжку, ремень должен быть заправлен в окно 2, а затем 1, как показано на рис. 2.20 Б, а металлическое кольцо — если оно есть —надето на предназначенную для него скобу. В этом положении Вы затягиваете ремень как можно туже, соблюдая правильное положение баллона. Затем, одной рукой придерживая ремень в пряжке, чтобы не дать ему ослабнуть, другой рукой продеваете свободный конец ремня в окно 3. Остается защелкнуть пряжку и зафиксировать "липучку". Если Вы забыли как заправить ремень в пряжку, не расстраивайтесь — на нижней поверхности пластиковых пряжек, как правило, есть схема. Если пряжка вашего компенсатора металлическая, надо отрегулировать длину ремня, передвигая кольцо в петле таким образом, чтобы оно надевалось на пряжку с минимальной слабиной ремня. Затем, контролируя правильное положение баллона, Вы защелкиваете пряжку. Берегите пальцы: усилие, с которым пряжка ложится в окончательную позицию, может быть достаточно велико.
6. Проделайте то же самое со вторым крепежным ремнем, если он есть.
7. Застегните страховочный ремешок, если он есть, на горловине баллона (под вентилем) и выберите его слабину с помощью регулировочной пряжки.
8. Проверьте прочность крепления, приподняв компенсатор с баллоном за лямки. Если баллон при этом сдвинулся относительно компенсатора, внимательно прочитайте еще раз настоящее описание и повторите процедуру сначала. В большинстве современных моделей спинка имеет два отверстия для крепления двухбаллонного блока болтами. При этом используется дополнительный набор крепежа, включающий два болта, пластиковые вставки и ремень.