Ислам в современной Индии
История ислама, монотеистической религии, основанной пророком Мухаммедом (570-632) в Аравии в VII веке н.э., хорошо известна, чтобы здесь повторяться. Мухаммед считается передатчиком божественного откровения, изложенного в Коране. Мухаммед руководил мусульманской общиной до своей смерти, затем его сменил ряд халифов из числа родственников. Первый раскол, на шиитов и суннитов, не замедлил долго ждать — после конфликта между сторонниками третьего и четвертого халифов - Османа и Али - последователи последнего создали секту шия или шиитов, это направление ислама завоевало популярность в Иране и частично в Ираке. Индийские мусульмане в основном придерживаются ортодоксального направления суннитов, последователей Османа, признававших кодекс обычаев или Сунны, установленных по рассказам о жизни Пророка — Хадисам.
Из Корана и Сунны можно вывести семь заповедей мусульманской веры: вера в Бога, в ангелов и их посланников, в пророков (включая Иисуса и Моисея), в Коран, в доктрину предначертанности всего Богом, и эсхатологические представления о наступлении дня Страшного Суда и в возрождение людей в последний день мира. Религиозная практика изложена в мусульманском руководстве Шариа (Шариате) и в пяти столпах ислама. Первый столп — это кредо веры шахада, изложенная в постулате «нет другого бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его». Другие четыре столпа — это пятиразовая молитва в день (салаф), милостыня (закат), пост (саум), особенно во время священного месяца Рамадан, и по возможности паломничество (хадж) в Мекку — высшая цель каждого практикующего мусульманина. Ислам проник на территорию Индии несколько ранее, чем считает большинство иностранцев, первые общины появились в Гуджарате уже спустя полвека после смерти Пророка. Эти общины были слишком малы, чтобы считать их предтечей современного индийского ислама.
Гораздо более значительным стало вторжение из Афганистана в 1192 году разбойничьих тюркских отрядов Мухаммеда Гурида. Мухаммед пришел с огнем и мечом колонизировать Северную Индию, чтобы создать себе второй дом, словно предчувствуя грядущие вторжения монгольских полчищ Чингиз-хана в XIII веке. Тюркские захватчики основали несколько государств на территории Северной Индии, самым заметным из них был Делийский султанат. В любом обществе правящий слой захватчиков увеличивается в численности за счет местного населения, в Индии мусульманская община выросла за счет межконфессиональных браков и перехода в эту веру бывших буддистов и джайнов. Популярности новой религии способствовала деятельность q/фиев — мусульманских мистиков, подчеркивавших важность самоотверженного служения Богу и возможность приближения к нему посредством медитаций и эзотерических практик, в частности посвятительного пения каввали и танцев. Могилы (дарги) основателей самой популярной секты суфиев в Индии — ордена Чишти, в Аджмере и Дели стали главными мусульманскими святынями Индии.
Мусульмане обязаны молиться 5 раз в день, по пятницам они посещают проповедь в мечетях. Мечети, украшенные луковичными куполами и окруженные минаретами, с которых муэдзины зовут паству на богослужение, имеют михрабы (ниши для направления молитв), мимбары (кафедры для имамов), источник воды для омовений и отдельный балкон для женщин. Самая большая мечеть Индии находится в Дели — Джами Масжид (Пятничная Мечеть), самая красивая — в Ахмедабаде (также называемая Джами Масжид), самые выдающиеся образцы исламской архитектуры разбросаны по всей Северной Индии и Декканскому плоскогорью, в частности в Агре, Фатехпур Сикри, Бхопале, Патне и Джаунпуре. К сожалению, турбулентная история взаимоотношений мусульманской общины Индии с индусским большинством продолжается в конце XX века то и дело вспыхивающими беспорядками в разных частях страны.
Раздел Индии и Пакистана по конфессиональному признаку, разрушение индусскими зелотами мечети Бабри Масжид в ИоДхье, построенной из материалов разрушенного индусского храма Рождения бога Рамы, и акции исламистских террористов в Кашмире, Мумбае и Дели, сожжение в Годре (Гуджарат) мусульманской толпой вагонов поезда «Сабармати-Экспресс», на котором ехали индские пилигримы, и ответные антимусульманские погромы — все эти грустные события унесли жизни десятков тысяч людей, являясь Ним подтверждением того, что для Индии нет ничего важнее религии и истории.