Морская болезнь (как от неё избавиться)

14.11.2018
0
5 330

Морская болезнь и как от неё избавиться

Морская болезнь и как от неё избавиться

Откуда берется морская болезнь и как от неё избавиться. Несомненно, морская болезнь - это очень неприятное явление. Мы попробуем выяснить, почему наш организм так болезненно реагирует на монотонные покачивания и что можно с этим поделать.

Морская болезнь, кинетоз или болезнь движения — ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте, но и в автомобиле, автобусе, поезде, самолёте, притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях, особенно если в это время читать, смотреть в телефон или находиться в слишком теплой для помещения одежде. Иногда с ней сталкиваются дети при долгом качании на качелях (так называемая «качельная болезнь»).

 

Женщины чаще страдают от морской болезни, чем мужчины. Но больше всех от морской болезни страдают дети от 2 до 12 лет (в этом возрасте укачивает 58 % детей). Примерно 5-10 % населения страдают от морской болезни на протяжении всей своей жизни. Хотя в особенно неблагоприятных условиях (при сильной качке) укачать может любого, даже бывалого моряка.

Морская болезнь - один из худших врагов отдыхающих. Согласно недавнему исследованию, пассажиры круизных лайнеров называют морскую болезнь главным неудобством из тех, что им пришлось испытать во время отпуска.
К тому же, ее трудно избежать. Как сказал британский комик Спайк Миллиган, "единственный способ не страдать от морской болезни - это сидеть под деревом".

Морская болезнь и как от неё избавиться
Однако в летнюю жару многие мечтают о путешествиях по воде - неспешных круизах, поездках на катере с острова на остров или прогулках на лодках, приводимых в движение только ветром.

 

Симптомы морской болезни

Все симптомы появляются в виде приступа, связанного с укачиванием в морском и ином виде транспорта:
тошнота: в крайней степени выраженности может быть рвота;
потливость: кожа покрывается холодным потом;
бледность кожи;
неприятные ощущения в теле, описываемые как “ укачивание”: ощущение дурноты, дискомфорта;
слабость;
потеря аппетита.

Морская болезнь и как от неё избавиться

Причины

Раскачивание любого транспорта (больше всего морского) связано с постоянным наклоном головы человека в разных плоскостях. При этом происходит раздражение вестибулярного аппарата, ответственного за поддержание равновесия тела и ощущение положения головы и конечностей друг относительно друга. Кроме того, этот аппарат тесно связан с рвотным центром головного мозга (контролирующим ощущение тошноты и рвотные позывы).

Вызвать чрезмерное раздражение вестибулярного аппарата возможно в следующих ситуациях:
повышенная чувствительность вестибулярной системы к угловым наклонам и ускорению (условия, создающиеся в морском транспорте);
несоответствие чувственной информации, получаемой от разных органов чувств: при раскачивании транспорта вестибулярный аппарат посылает в мозг информацию об активном движении головы и тела, в то время как рецепторы мышц посылают информацию о неподвижности тела. Это несоответствие информации, посылаемой в головной мозг, раздражает разные воспринимающие отделы головного мозга, что в конце концов выражается в слабости и тошноте.

 

Лечение морской болезни

Во время приступа необходимо:

отвлечься от неприятных ощущений (тошноты, слабости);
избегать резких и неприятных запахов (например: табачный дым, одеколон);
постараться зафиксировать взгляд на чем-то неподвижном;
принять таблетку лекарственного препарата, уменьшающего проявления морской болезни (противорвотное, холинолитическое средство).

 

Морская болезнь чаще наблюдается среди лиц молодого возраста. По данным, только 1/3 молодых моряков в возрасте 18-25 лет не страдает от укачивания. Моряки более старшего возраста и особенно лица, часто отправляющиеся в длительные морские походы, в неблагоприятных метеорологических условиях укачиваются значительно реже.

 

Развитие морской болезни зависит и от некоторых других факторов. Так, среди моряков, живущих в помещениях, расположенных в носовой части корабля, морская болезнь наблюдается чаще, чем у матросов и пассажиров, размещенных в кормовых отсеках. Вот почему опытные моряки всегда стараются получить места в каютах кормовой части корабля.

Не менеё важными факторами, способствующими укачиванию, являются недостаточная вентиляция закрытых и тесных помещений, высокая температура и повышенная влажность воздуха, а так же сотрясения корабля. Морская болезнь возникает реже и переносится легче открытом воздухе, когда имеется возможность наблюдать окружающую водную поверхность и линию горизонта.

Около 67% личного состава, списанного с кораблей на берег из-за морской болезни, составляют матросы и старшины электромеханической части, у мотористов укачивание встречается в два с лишним раза чаще, чем у боцманов. По другим данным, вообще только 3% людей не подвержены укачиванию, а все остальные в какой-то мере страдают морской болезнью.

Среди других факторов, способствующих появлению морской болезни, следует указать на различные запахи: табака, отработанного машинного масла, лаков, дыма, приготовленной пищи и др. Все эти запахи раздражают обонятельный анализатор и усиливают симптомы укачивания, делают их более тягостными.

Имеет значение качество и количество пищи: обильная, особенно жирная и сладкая пища, а также злоупотребление спиртными напитками путем воздействия на вкусовые рецепторы и интерорецепторы желудка способствуют проявлению симптомокомплекса укачивания.

Итак, целый ряд самых разнообразных факторов благоприятствует укачиванию, но, как мы указывали выше, основное значение в развитии морской болезни имеет качка корабля.
Различают три вида качки корабля: вертикальную - при погружении корабля вниз и подъеме кверху, бортовую - около продольной оси и килевую качку - около поперечной оси.

Бортовая качка увеличивается во время дрейфа и при положении корабля лагом (параллельно к волне), крен при этом может достигать 20-30° и наиболее значителен вблизи миделя (центра пересечения всех осей качания корабля). Килевая качка наиболее выражена, когда корабль идет навстречу волне.

Наибольший размах килевой качки бывает на оконечностях корабля и, особенно в носовой части его. При этом дифферент - угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадках носа и кормы, может достигать 7-9°. При бортовой и килевой качках на человека воздействуют угловые и прямолинейные ускорения, немного превышающие пороговые физиологические раздражители.

Несколько слов о качке на так называемой мертвой зыби. Зыбь - волнение моря без ветра, достигающее иногда крупных размеров, наблюдается или после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда последний с силой дует по соседству и гонит перед собой волну. При этом амплитуда движения волн в вертикальной плоскости может достигать нескольких метров.

При вертикальной качке, которая более выражена на носу и корме, на человека воздействуют прямолинейные ускорения, которые в десятки раз превышают пороговые физиологические раздражители.
Прямолинейные, главным образом вертикальные, перемещения корабля нередко являются основной причиной развития морской болезни. На крупных кораблях движение судна по вертикали почти не ощущается, зато бывают значительными угловые перемещения, наблюдаемые при бортовой и килевой качках.

В развитии морской болезни наряду с видом качки не меньшее значение имеет и ее характер. Качка может быть медленной (плавной) или, наоборот, быстрой (стремительной). Особенно плохо переносится стремительная качка на кораблях небольшого тоннажа с малым естественным периодом (промежуток времени, в течение которого корабль перемещается из одного крайнего положения в другое и обратно).
Каждый корабль имеет свой, присущий только ему, естественный период качки. Величина этого периода зависит от длины, ширины, углубления корабля, а так же от конструктивных особенностей. Во время сильного волнения моря укачиванию способствуют также вынужденные колебания корабля, зависящие от величины волн, которые могут достигать 400 м. в длину и 11 м в высоту.
Морская болезнь и как от неё избавиться
Как возникает морская болезнь?
Во время качки у человека прежде всего вследствие воздействия прямолинейных и угловых ускорений, связанных с перемещением тела, возникает ряд ответных соматовегетативных реакций, которые и определяют основные проявления морской болезни. Местом приложения этих раздражений в первую очередь является вестибулярный аппарат, отолиты и полукружные каналы которого с помощью рецепторов вестибулярного нерва, расположенных в преддверии внутреннего уха, осуществляют связь периферических органов-анализаторов с центральной нервной системой.

Основание этих клеток, обращенное к стенке ампулы, вступает в связь с волокнами вестибулярного нерва, а волоски этих клеток «купаются» в эндолимфе ампулы. При передвижении головы (полукружных каналов) токи эндолимфы являются раздражителями для клеток с волосками. Возникающие при этом импульсы передаются по вестибулярному нерву в центральную нервную систему.

Части преддверья составляют эллиптический (utriculus) и сферический (sacculus) мешочки, которые иннервируются вестибулярным нервом. В этих мешочках также имеются эпителиальные клетки с волосками, на концах которых, обращенных в полость, лежат кристаллы извести - отоконии. Центральные отрезки клеток этих мешочков интимно связаны с волокнами вестибулярного нерва. Весь этот аппарат носит название отолитов. Волокна вестибулярного нерва возникают от клеток узла Скарпа, лежащего во внутреннем слуховом проходе. Периферические волокна клеток этого узла связаны с рецепторными клетками отолитов и полукружных каналов, а центральные ветви входят в состав слухового нерва, который вступает в продолговатый мозг. Вестибулярные ветви слухового нерва заканчиваются в пяти ядрах. Медиальное ядро лежит под дном IV желудочка. Ядро Дейтерса располагается латерально от него. В наружном углу IV желудочка лежит ядро Бехтерева.

Нисходящее ядро расположено на уровне хвостовой части дейтерсова ядра и достигает уровня ядер задних столбов. Наконец, ядро Монакова лежит кнаружи от клиновидного канатика. Волокна вестибулярных ядер связаны с мозжечком, с ядрами спинного мозга, ствола зрительного бугра, глазодвигательных нервов, а также с корой головного мозга.

Как было указано выше, при вращении тела вокруг какой-либо оси эндолимфа полукружных каналов приходит в движение и раздражает их эпителиальные клетки с волосками. Движение эндолимфы по направлению к ампуле создает состояние повышенной возбудимости ее рецепторов, которое по волокнам вестибулярного нерва передается его ядрам и тем аппаратам, которые с ним связаны. В результате возникает ряд рефлекторных, так называемых вестибулярных соматических реакций, назначение которых заключается в ликвидации или снижении пассивного перемещения тела при воздействии на него внешних сил.

Биологическое значение отолитового аппарата состоит в том, что он является, по сути дела, основным рецептором в системе тонических рефлексов, определяющих положение тела при его покое и движении. Отолиты и полукружные каналы имеют то общее, что участвуют в регуляции положения тела по отношению центра тяжести, а также способствуют фиксации зрительной оси при передвижении головы. Иначе говоря, эти приборы обладают рецепторами постуральных, в частности антигравитарных рефлексов.

Наряду с приспособительными (ответными) соматическими рефлексами при раздражении вестибулярного аппарата может возникать большое количество висцеральных реакций, проявляющихся расширением зрачков, побледнением лица, изменением частоты пульса, тошнотой, рвотой и пр. Все это обусловлено тем, что при возбуждении вестибулярного аппарата импульсы передаются как на соматические, так и на висцеральные центры головного мозга. Головокружение, часто наблюдаемое при раздражении вестибулярного аппарата, по-видимому, обусловлено распространением возбуждения на корковые вестибулярные центры.

Если для полукружных каналов, как указывалось выше, раздражителем является угловое ускорение, то для отолитового аппарата - гравитационное ускорение и ускорение при прямолинейных перемещениях тела. При укачивании возбуждение и особое положение возникает не только в полукружных каналах, но и в отолитовом аппарате. Имеющиеся в нем скопления чувствительных клеток, слуховые пятнышки и лежащие на них известковые кристаллы - отоконии - меняют свои взаимоотношения, а именно: когда корабль находится на гребне волны, отоконии подтягиваются к пятнышкам, а когда он достигает подошвы волны, отодвигаются от пятнышек. В результате возникает раздражение волосковых клеток невроэпителия с последующей передачей импульсов по вестибулярному нерву в различные отделы центральной нервной системы и воздействием на соматовисцеральные органы. Ответная реакция со стороны последних состоит в двигательных и вегетативных расстройствах, совокупность которых в сочетании с корковыми реакциями внешне проявляется синдромом укачивания. Вполне понятно, что лица с неустойчивой нервной системой и вегетативными реакциями наиболее подвержены укачиванию.
О роли вестибулярного аппарата в возникновении укачивания говорит тот факт, что глухонемые с недоразвитым лабиринтом редко страдают морской или воздушной болезнью.

Малочувствительны к укачиванию дети (от грудного до 4-летнего возраста).
Кроме вестибулярного аппарата, который является основным, хотя и не единственным источником пространственного чувства и связанных с ним рефлексов (особенно вегетативных), в механизме укачивания известная роль принадлежит раздражению зрительного и к и нестатического анализаторов. Достаточно сказать, что раздражение рецепторного аппарата зрительного анализатора в этих условиях нередко вызывает головокружение, тошноту и рвоту.

Оптическая фиксация взглядом неподвижной точки горизонта, отдаленных волн и облаков уменьшает укачивание, тогда как большая часть поля зрения, занятая движущимися предметами, усиливает длительное головокружение. Иначе говоря, потеря зрительного контакта со статическими точками способствует укачиванию. Вот почему слепые более подвержены морской болезни.

Повышенная импульсация с проприорецепторов при качке вызывает вестибулярно-вегетативные реакции организма, а пребывание тела в горизонтальном положении содействует уменьшению укачивания, так как снимается добавочное ускорение, вызываемое активным и пассивным движением головы. Наряду с этим в горизонтальном положении уменьшаются раздражения чувствительных нервов в результате того, что смещения подвижных внутренних органов по отношению к диафрагме становятся менеё значительными.

Реакции организма на статокинетические раздражители (изменение в положении и движении тела) находятся в зависимости от состояния и деятельности многих рецепторных систем (зрительной, вибрационной, тактильной, проприоцептивной, интероцептивной и др.), среди которых особое место занимает лабиринтная.

«Изменения в положении и движении тела (т. е. статокинетические раздражения) улавливаются одновременно и зрением, и лабиринтом, и мышечно-суставным чувством, и вибрационно-тактильным чувством, и чувствительными оболочками брюшной, грудной и черепной полостей с заключенными в них органами».

Каковы симптомы морской болезни?
Укачивание на море переносится по-разному. Описано более 20 различных симптомов укачивания. Одни торопливо ходят по наветренной стороне корабля, испытывая чувство тревоги и страха, другие лежат на койках, они апатичны и безразличны к окружающей их обстановке.
Появляется головокружение, диплопия, головная боль, зябкость, расширение зрачков, иногда спутанное сознание и другие мозговые симптомы. Извращаются вкус и аппетит. Нередко присоединяются расстройства функции кишечника: запоры, реже жидкий стул. Развивается общая слабость, появляется слюнотечение, нарастающая тошнота. Кожа лица становится бледной и покрывается холодным липким потом. Иногда наблюдаются различные расстройства сердечного ритма. Артериальное давление снижается. Больной дышит часто, глубоко и неритмично. Начинается рвота. В рвотных массах имеется примесь желчи, вязкой слизи, иногда кровь. После рвоты наступает кратковременное облегчение.
Морская болезнь и как от неё избавиться
Субъективные ощущения больных крайне тягостны. Это состояние как нельзя лучше определяется старым изречением: «В начале морской болезни боятся умереть, а если она затягивается, то желают умереть».

По выраженности и разнообразию клинических симптомов некоторые авторы предлагают различать три степени проявления этого болезненного состояния. Однако все это очень условно.

Первая степень (легкая по своему течению) в основном проявляется головокружением, тошнотой и слюнотечением.

Вторая (средней тяжести) и третья степень укачивания. Тяжелое течение характеризуются наряду с указанными симптомами нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, которое проявляется различными расстройствами сердечного ритма, падением уровня артериального давления и бледностью кожи. Мучительная рвота, холодный липкий пот и резкие нарушения в эмоциональной сфере, пожалуй, полностью характеризуют тяжесть проявления и течения морской болезни.

Различают также три формы проявления морской болезни: астеническую, ажитированную и смешанную.
Чаще всего наблюдается астеническая форма укачивания. Проявляется она резким угнетением эмоциональной сферы, психической подавленностью, заторможенностью и сочетается с различной степенью выраженности вегетосоматических реакций со стороны разных систем организма.
Другой вид проявления морской болезни - ажитированная форма укачивания, характеризующаяся чрезмерной неустойчивостью эмоциональной сферы: излишней разговорчивостью, немотивированным смехом, «театральностью» позы, речи и пр. Кроме того, при этой форме часто наблюдается неоправданная обстановкой подвижность.
Смешанная форма укачивания характеризуется сменой эмоционального состояния, когда вслед за эректильной фазой быстро наступает астеническое состояние.
С прекращением качки все симптомы морской болезни исчезают, однако некоторые «укачавшиеся» лица продолжают чувствовать себя больными. В течение нескольких часов и даже дней они находятся в прострации, испытывая общую слабость, головную боль, головокружение, тошноту и ряд других болезненных ощущений.
Общее переутомление, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата к ускорениям и некоторые болезненные состояния (хронические гастриты, желчнокаменная болезнь, камни почек, сердечно-сосудистые неврозы, а также различные функциональные и органические заболевания центральной нервной системы) особенно предрасполагают к укачиванию.

Самые незначительные ускорения могут вызывать раздражение рецептивных полей больного органа с низким порогом возбуждения, в результате чего возникает бурная, разлитая, ответная вегетосоматическая реакция организма на морскую качку.

Какие меры профилактики морской болезни существуют?
Лица, поступающие на морскую службу (плавсостав), должны подвергаться медицинскому обследованию для отбора менеё страдающих от укачивания.
Коллективная профилактика экипажей кораблей, коммерческих и пассажирских судов в основном складывается из санитарно-гигиенических мероприятий, систематической физической подготовки и закаливания, а также проведения специальных (физических) тренировочных занятий.
Во время волнения на море необходимо усиленно проветривать жилые и служебные помещения корабля (судна).
Перед выходом в море целесообразно составлять специальное меню-раскладку с блюдами, содержащими в избытке солено-кислые продукты.
В штормовых условиях следует включать в суточный рацион питания сельдь, соленые огурцы, соленую воблу, кислую капусту. К питьевой воде и в горячий чай желательно добавлять клюквенный экстракт.

Рекомендуется систематически заниматься физкультурой, выполняя ряд специальных гимнастических упражнений, включающих движения головы и туловища с ускорениями.

Такими тренировочными упражнениями обеспечивается повышение сопротивляемости к возникновению морской болезни путем развития устойчивости вестибулярного анализатора к действиям специфических раздражителей.

Комплекс упражнений, рекомендуемых на корабле, с целью профилактики морской болезни
1. Повороты головы направо и налево на месте и в движении - 10 раз.
2. Повороты корпуса тела на месте в пределах 45-180° - 10 раз.
3. Наклоны головы вперед и назад на месте и в движении - 10 раз.
4. Наклон туловища вперед и разгибание назад на месте и на ходу- 5-10 раз.
5. Наклоны головы в стороны на месте и в движении - 10 раз.
6. Наклоны туловища в стороны на месте и в движении (руки в замке над головой) -5-10 раз.
7. Наклон туловища под прямым углом и вращение в одну сторону- 10 раз, затем остановка, выпрямление туловища и ходьба по прямой на расстоянии 3-5 м (активная отолитовая реакция).
8. Прыжки на носках 40-50 раз за 30 секунд. Бег и ходьба на месте. Прыжки на месте с поворотом на 180-360° -5-10 раз.

Специальные упражнения в учебно-гимнастическом зале
1. Переворот боком («колесо») в обе стороны -6 раз.
2. Кюльбюты и кувыркание вперед и назад - 6 раз.
3. Стойка на руках (у стенки или с помощью товарища) -3 раза.
4. Обороты на перекладине завесой вперед и назад, а также верхом вперед или назад -6-8 раз.
5. Упражнения на параллельных брусьях: перевороты, стойка на плечах, подъем разгибом из размахивания.
6. Кружение в обе стороны на вертикальном канате или на кольцах с закручиванием веревки.
7. Передвижение по бревну для тренировки равновесия.
8. Качание на двубрусковых качелях Хилова в течение 15 минут.
9. Упражнения на гигантских шагах.

Физическая подготовка и закаливание экипажа предохраняют в определенных условиях личный состав от укачивания, хотя попытки достичь надежного привыкания в качке в искусственных условиях на берегу задолго до выхода корабля в море действительно оказываются малоуспешными.

Мощным средством профилактики укачивания является сон. Известно, что почти у большинства матросов и пассажиров явления укачивания проходят при засыпании.
Кроме того, опыт показывает, что моряки, подверженные укачиванию на кораблях большого тоннажа, с плавной, большого периода качкой, нередко чувствуют себя значительно лучше на кораблях малого тоннажа со стремительной, небольшого периода качкой, и наоборот.

Личная профилактика и лечение морской болезни

Необходимость в предохранительных мерах против укачивания обычно возникает в связи с предстоящим выходом в море или с появлением волнения на море во время пребывания на корабле.

Особенно нуждаются в защитных, мерах те, кто подвержен укачиванию и в прошлом не раз испытал все тягостные ощущения этого состояния при передвижениях по морю, по железной дороге или в автомобиле по пересеченной местности.

Предохраняют и смягчают проявления укачивания следующие мероприятия: отвлечение (переключение) внимания от волнения на море (особенно предохраняет от укачивания физическая работа), пребывание на свежем, прохладном воздухе, размещение в средней части корабля, где качание слабее выражено, отдых на койке (в положении на спине), расположенной вдоль борта корабля, или в кресле со слегка запрокинутой назад головой. Старым способом, облегчающим общее состояние при укачивании, является наложение довольно тугой повязки на живот (бинтование живота производится снизу вверх).

Большое значение имеет режим питания. Натощак укачиваются чаще и сильнеё, поэтому до выхода в море рекомендуется легкий завтрак и крепкий чай. Обильная, к тому же жирная пища может ускорить появление тошноты. Следует избегать курения и употребления алкогольных напитков.

Медикаментозное лечение морской болезни
Теоретически, исходя из патогенеза морской болезни, эффективными медикаментозными средствами против укачивания являются те из них, что понижают чувствительность нервных центров, с которыми в первую очередь связан вестибулярный аппарат. В силу этого в нашей стране и за рубежом с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием применяют лекарственные средства, действующие преимущественно на центральную нервную систему.

1. Медикаментозные средства, успокаивающие центральную нервную систему и одновременно оказывающие холинолитическое действие:
а) Скополамин бромистоводородный в дозах 0,0001-0,0005 г (высшая, разовая), суточная доза 0,0015 г.
б) Таблетки аэрона (вазано), содержащие камфарнокислый скополамин в дозе 0,0001 г и камфарнокислый гиосциамин в дозе 0,0004 г. Продолжительность действия около 10 часов. Суточная доза - не более 4 таблеток.
Порошки и таблетки, содержащие скополамин, необходимо принимать за час до выхода в море или до поездки. При волнении на море прием гиосциамина сам по себе нередко вызывает рвоту и может сопровождаться сухостью во рту и звоном в ушах.
2.Снотворные в комбинации с медикаментозными средствами, возбуждающими центральную нервную систему: мединал - диэтилбарбитурат натрия. Высшая разовая доза 1 г.
Продолжительность действия до 8 часов. При необходимости можно повторить прием этого лекарства в половинной дозе.
3. Лекарственные средства, действующие преимущественно на вегетативный отдел центральной нервной системы. К ним относятся холинолитические средства из группы атропина, в частности платифиллин виннокислый кислый, а также средства, блокирующие вегетативные узлы.

В целях профилактики укачивания препараты красавки малоэффективны. Более надежно действует платифиллин, обладающий выраженными холинолитическими и спазмолитическими свойствами. При правильной дозировке в отличие от атропина он не вызывает побочных явлений. Платифиллин рекомендуют применять в сочетании с другими лекарственными средствами.

Принять за 30-60 минут до выхода в море или поездки. В случае необходимости можно повторить прием смеси в той же дозе через 3-5 часов. Смесь назначается в порошках, желатиновых капсулах, таблетках, каплях и свечах.

В последние годы с профилактической и лечебной целью для борьбы с укачиванием пробуют применять ганглиоблокирующие вещества, которые обладают способностью временно ослаблять или полностью прерывать передачу нервного возбуждения через вегетативные ганглии. Ганглиоблокирующей активностью обладают не только соединения, содержащие четвертичные атомы азота, но и многие третичные амины, относящиеся к спазматическим, антигистаминным, местноанестезирующим средствам - спазмолитик, димедрол, новокаин и др. Эффективность антигистаминных препаратов для профилактики и лечения морской болезни невелика.

Применение таких ганглиоблокирующих средств, как пентафен, аминазин и др., нежелательно, так как они оказывают выраженное побочное действие. Пентафен может вызвать расстройство аккомодации, тахикардию, сухость во рту, инъекцию сосудов склер, дисфагию, запоры, задержку мочеиспускания, мышечную слабость и даже развитие постуральной гипотонии с переходом в ортостатический коллапс. Побочные явления при лечении аминазином выражаются аллергическим дерматитом, возможно также развитие токсического паренхиматозного гепатита, пеллагроподобного синдрома, ортостатического коллапса, явлений паркинсонизмава. Кроме того, применение пентафена и аминазина с профилактической целью против укачивания в результате развития побочных явлений может привести к снижению работоспособности 35-42% личного состава корабля.

Наибольшим позитивным эффектом и наименьшим побочным действием обладает дифазин, хотя и при применении этого препарата у 15-20% лиц, пользовавшихся им как профилактическим средством, наблюдалось головокружение и сонливость. Дифазин рекомендуется давать в сочетании с димедролом и кофеином. Время действия данной смеси 7-12 часов.

Совершенно очевидно, что выбор тех или иных лекарственных средств в целях профилактики и для лечения морской болезни в каждом конкретном случае будет зависеть не только от условий плавания (в поездки), от степени выраженности и характера проявления укачивания, от предшествовавшего состояния здоровья (анамнестические данные), но также и от функционального состояния различных физиологических систем организма.

Рейтинг:
17
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • Это код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите сюда:
    Похожие новости:
    06.03.2024
    Рассказ вам про то как правильно париться в Бане. Кстати вы вы знаете что такое Банька? А как правильно посещать парилку? Баня это очень полезно для здоровья и обращайте внимание на печь для бани! Баня очень сильно улучшает здоровье! Поморский чан
    27.09.2018
    Путешествие по России на поезде (Москва — Владивосток). От Москвы до Владивостока на роскошном туристическом поезде. О поездке во Владивосток я мечтал давно. Еще мне интересно было побывать в Хабаровске, городе, наиболее близком к границе с Китаем.
    17.10.2019
    Поездка на автобусе является самым популярным видом туризма по насыщенности программы, палитре оттенков и эмоций. Если вы планируете отправиться в путешествие, следует составить список дел и взять необходимые в дорогу вещи – это поможет отдохнуть
    22.12.2019
    Поездка на автобусе - это обычно долгий и тяжелый путь, который нужно пережить. Представители компани, которая занимается перевозками.
    19.07.2018
    Всеволод Коробов: Дети в Таиланде могут остаться в пещере на 4-5 месяцев. В Таиланде нашли живыми в затопленной пещере 12 игроков юношеской футбольной команды и их тренера. Участник спасательной операции в Таиланде: дети могут остаться в пещере на
    21.01.2020
    Казанский Кремль — уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города до наших дней. В 2000 году Казанский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного
    03.02.2016
    Для почти всех из вас дайвинг это удивительная вещь и слово «хобби» ему, право, мелковато. Непосредственно у таковых читателей я заблаговременно попрошу прощения, поскольку данное заметка повествует о дайвинге, как о бизнесе, как о средстве
    08.01.2018
    Прикормка для карпа и способы доставки. Сергей Матковский подробно расскажет про «космический» способ приманки, для которого используются ракеты. Вы увидите, как делать «баклажку», как выбирать для нее прикормку. Рыбак отмечает, что утром и вечером
    10.01.2019
    Подводная охота и отдых в Египте. Подводная охота и отдых в Египте. Поездка в начале декабря. Поездка в начале декабря в Египет с целью понырять и выяснить - как у них обстоят дела с подводной охотой. Египет - это Красное море - в принципе, часть
    25.02.2024
    Возвышающийся из субтропических и умеренных лесов на северо-западе Хунани, Чжанцзяцзе (张家界; Zhāngjiājiè) имеет концентрацию кварцито-песчаниковых образований, которых нет больше нигде в мире. Около 243 пиков и более 3000 вершин и шпилей возвышаются
    31.10.2018
    Самые опасные и тупые способы похудеть. Мода на определенное строение тела, вес и пропорции приходит ровным счетом так же, как и мода на определенный фасон брюк и платьев. В средние века идеалом женской красоты была относительно полная дама —
    17.11.2022
    Почти все мои друзья мечтают о экскурсии на Байкал, путешествии по Транссибирской магистрали от Москвы до Байкала или Владивостока. Реже некоторые друзья мечтают совершить это путешествие не на поезде, а самостоятельно на машине. И не зря! Среди
    23.11.2023
    Бинокли - очень популярное оптическое оборудование, предназначенное для многих профессиональных и любительских целей. Основная задача каждого бинокля - увеличить конкретный объект, который мы хотим лучше рассмотреть. Существуют разные типы биноклей
    18.07.2016
    Тепловой и солнечный удар – опасные состояния, которые без своевременной помощи напрямую угрожают жизни человека. В этой статье мы рассмотрим, когда могут возникнуть подобные состояния, как оказать помощь пострадавшим, а также остановимся на
    21.02.2019
    Остров Пасхи (или Рапа-Нуи) — один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения
    07.12.2023
    Самая ядовитая медуза в мире (Chironex fleckeri) Кубомедуза морская оса — самая ядовитая и опасная медуза в океане. У одной кубомедузы боекомплект яда на 80 человек! Болевой шок приводит к остановке сердца. При оказании первой помощи место ожога
    16.02.2015
    Михаил Кожухов о себе, о путешествиях, о России и о мире! В гостях ЖИЗНЬ ТВ тележурналист, известный путешественник, обаятельный мужчина с приятнейшим голосом - Михаил Кожухов. Пройдя уникальными маршрутами через множество стран, Михаил Юрьевич
    03.04.2019
    ПРАГА. "Золотой город" Прага, как магнит, манит к себе туристов всего мира. Исторический центр города состоит из пяти старинных кварталов- Карлов Мост, Старый Город, Новый Город, Мала Страна, Пражский Град, которые входят в список
    18.11.2022
    Тайга моя заветная: Как снять бересту не навредив дереву. Ответ Николая на вопрос подписчиков. В этом сюжете мы покажем вам, как правильно снимать бересту с березы. Береста бывает нам необходима для изготовления различных поделок. Или же костер
    21.01.2020
    Шри-Ланка На официальном уровне страну называют Демократической Социалистической республикой Шри-Ланкой. Государство находится на юге Азии на территории острова Шри-Ланка в юго-западной части побережья Индостана. До того момента, пока страна не
    все шаблоны для dle на сайте шаблоны dle 11.2 скачать
    выбрать фон