Лодки ПВХ с НДНД (надувное дно низкого давления)
- https://www.youtube.com/watch?v=SN0AHkbUtK0">
Лодки ПВХ с НДНД (надувное дно низкого давления)
Даже лишь периодически просматривая форумы, довольно часто можно наткнуться на горячие споры о том, что же среди ПВХ-лодок лучше – пайольные корпуса или не имеющие в своей конструкции жёсткой, формообразующей основы лодки с полностью надувным днищем.
Итак, об особенностях ПВХ-лодок с надувным дном.
Эти суда можно разделить на три основных категории по конструкции.
Первая категория – лодки с так называемым аэрдеком, надувным дном высокого давления. Их мы трогать не будем, потому как в последнее время ажиотажа вокруг них поубавилось, и подобные конструкции остались в линейках небольшого количества производителей.
Следующая категория – так называемые многобаллонные днища. Их производит совсем ограниченное число компаний.
И третья категория, растущая по числу, как грибы после тёплого ливня – это как раз тема нашего разговора – лодки с надувным дном низкого давления, или сокращённо НДНД.
История их создания уходит корнями вглубь прошлого тысячелетия. В технических журналах 1960–1970 годов изредка проскакивали фотографии подобных судов. В настольной книге современного ПВХ-судостроителя «Надувные лодки» (Королёв и Жохов. Л. : Судостроение, 1989) даётся полный обзор различных конструкций пневматического судостроения. Там же представлена и конструкция двухслойного дна, которое применяется на современных лодках с НДНД.
У многих производителей есть модели лодок ПВХ с надувным дном низкого давления. Часто они выделяются в отдельную серию и предлагаются в различных размерах корпуса. Флагман так вообще занимается производством исключительно таких лодок. Среди других производителей можно выделить Солар, Фрегат, Гладиатор и Компас. Есть как гребные модели, но их не так много, так и моторные. Большинство, конечно же, это лодки с НДНД под мотор.
Плюсы и минусы.
Особенности изготовления предусматривают наличие некоторых положительных сторон в плане использования ПВХ лодок с НДНД:
Смягчение ударов. Использование лодок в любом случае сопряжено с хождением на небольшой волне, вследствие чего всегда будет ощущаться вибрация. В этом случае дно будет принимать основной удар.
Сборка.
Конечно, накачка займет определенное время, но все же это проще сделать, чем собрать складной пайол или установить жесткое наборное дно.
Устойчивость к истиранию.
Борт дна низкого давления менее подвержен этому, чем твердотельные настилы.
Теплоизоляция.
Это качество проявляется не только при использовании на воде. Если необходимо переночевать на берегу, то надувное дно послужит хорошим матрасом.
И самое главное – при пробое основных баллонов надувной ПВХ лодки дно послужит своеобразным аварийным отсеком, позволив добраться на нем до берега.
Недостатки.
Есть и такие качества у надувного дна низкого давления. По конструктивной особенности, использование не позволяет погрузить его полностью в воду таким образом, чтобы оно оказалось на одном уровне с ней.
Это сказывается на следующем:
уменьшение рабочей площади кокпита;
поднятие центра тяжести стоячего в лодке человека;
для сохранения равновесия придется прилагать дополнительные усилия из-за отсутствия полной жесткости.
Кроме преимуществ и недостатков есть просто некоторые особенности надувных лодок с НДНД.
Следите за тем, где вы ходите на лодке. Надувное днище - это неотъемлемая часть корпуса и в случае его пробития или повреждения вы потеряете большую часть плавучести и остойчивости, а так же сам пол/дно. Но современные лодки такой конструкции, в большинстве своем, имеют дополнительное усиление днища. Да и сама ткань пвх очень хорошо противостоит истиранию и различным повреждениям.
ПВХ материал, при попадании на него влаги становится скользким и это нужно иметь ввиду. Используйте какие нибудь противоскользящее покрытия или что нибудь подобное. Часто сталкивались как владельцы таких лодок клали в кокпит простой линолеум. Вся грязь на нем остается, проще мыть и не жалко его, можно с грязными сапогами заходить.
Есть некоторые замечания по поводу валкости лодок с надувным дном по сравнению с пайольными. Первые излишне стремятся подняться над волной, но это происходит из-за меньшего общего веса лодки. Не бойтесь грузить их больше, это пойдет только на пользу.
Заключение
Мы можем лишь высказать свое мнение и обобщить некоторый накопленный опыт при эксплуатации тех или иных ПВХ лодок:
если Вы не уверены в своем вестибулярном аппарате, стоит рассмотреть лодку с твердым настилом;
если Вам негде хранить и возить жесткие пайолы – выбирайте НДНД;
если Вам важен объем кокпита – покупайте лодку с жестким пайолом;
если Вы хотите уменьшить вибрации при движении – возьмите надувное дно и т.д.
Удачного Вам выбора, и надеемся, что Вы не пожалеете, что пришли к тому или иному решению. Удачи на воде!