Основная часть погружения
Как правило, погружение организуется ради какой-либо цели:
Прохождения определенного маршрута над поверхностью дна, осмотра интересного объекта или ландшафта, пещеры, затонувшего корабля, поиска интересных животных, фото — и видеосъемки. Ход погружения и действия каждого партнера планируются заранее, даже если погружение производится в незнакомом месте.
Первые погружения в незнакомых и интересных местах требуют особенного внимания. Масса новых ярких впечатлений и неизведанных ощущений, фантастический вид морских обитателей, сама нереальная атмосфера подводного царства вытесняют из сознания то, чему научили на курсах подводного плавания. Человек забывает о необходимых действиях, обеспечивающих его безопасность. Как бы ни было красиво и интересно, следует постоянно контролировать свои ощущения, состояние снаряжения, присутствие партнеров и, разумеется, давление в баллонах. Это может показаться грубым вторжением скучной прозы в чудесную сказку, но только тогда все останутся живыми и здоровыми, чтобы потом снова получить наслаждение. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые в ходе погружения.
Эйфория от лавины новых впечатлений иногда притупляет ощущение закладывания и легкой боли в ушах, и аквалангист забывает вовремя продуваться. Если же появляется резкая боль в ушах, кажется, что это случилось неожиданно. Впоследствии пострадавший разводит руками, оправдываясь, что травму получил как-то вдруг, без предупреждения.
Та же забывчивость приводит к обжиму лица: человек не поддувает в маску воздух и вспоминает об этом, лишь когда она с силой присасывается к лицу и вызывает неприятные ощущения на лице и в глазах.
Время под водой бежит намного быстрее, чем на суше. Человеку кажется, что он плавает несколько минут, а прошло уже более получаса. Он не смотрит на манометр, поскольку сейчас не до того. Он просто забывает о том, что запас воздуха в баллонах ограничен. Хорошо, если рядом окажется инструктор или старший опытный товарищ, который следит не только за собственным состоянием, но и контролирует партнеров. Кстати, вот еще одна причина, почему плавать следует рядом, не отдаляясь друг от друга. Нередко возникают ситуации, когда инструктор просит показать манометр, и оказывается, что атмосфер у подводника осталось совсем немного — только - только добраться до поверхности со всеми необходимыми остановками. Здесь можно сделать замечание и инструктору: нельзя забывать, что менее опытный аквалангист дышит активнее, быстрее расходуя воздух: у него запас воздуха приближается к 50 атм., когда у старшего еще остается 100 — 120 атм. Хорошо, если регулятор не сбалансирован, и опустошение аппарата проявляется в возрастающем сопротивлении вдохам и общем затруднении дыхания. При использовании сбалансированного регулятора падение давления в баллонах может не ощущаться — до того момента, когда уже становится нечем дышать.
Контроль за параметрами погружения необходим для правильного расчета декомпрессионного режима на всплытии. Если у вас есть компьютер — нет проблем, он сам напомнит о себе звуковым сигналом, покажет все нужные параметры и рассчитает время подъема, глубину и продолжительность декомпрессионных остановок.
Если компьютера у вас нет, придется поработать самим: четко фиксировать пройденные глубины и время, проведенное на них, собрав данные в профиль погружения — обычную диаграмму одного или нескольких повторных погружений (рис. 4.57).
Несмотря на то, что профиль погружения обычно запланирован еще на поверхности, под водой нередко приходится менять планы по различным причинам — особенно, если место не изучено заранее. В этом случае следует четко представлять себе профиль погружения, чтобы не ошибиться при расчете режима всплытия по таблицам. Можно выделить несколько наиболее обычных профилей погружения (рис. 4.58).
1. Вертикальный спуск на дно — плавание над более—менее ровным дном — вертикальный подъем. Расчет режима всплытия и возможных остановок — классический, без усложнений и поправок.
2. Вертикальный спуск на дно — выход на поверхность по наклонному дну. Наиболее грамотный, удобный и безопасный профиль.
3. Опускание по наклонному дну — вертикальный подъем. Весьма распространенный профиль, но не самый лучший, поскольку насыщение азотом тканей происходит долго исподволь, а на остановках в процессе всплытия приходится тоскливо пускать пузыри в толще воды.
4. Спуск и подъем по склону берега. Распространенный и удобный профиль, при котором все необходимые действия и остановки производятся на дне — незаметно и в гармонии с общим ходом погружения.
5. Вертикальный спуск и подъем вдоль скалы или крутого свала. Этот профиль требует хорошей подготовки, мастерского умения работать с компенсатором, поскольку в течение всего погружения подводник пребывает во взвешенном состоянии над пучиной.
6. Вертикальный спуск с последующим подъемом на мелководную платформу. Это наиболее грамотный подход к исследованиям вертикальных склонов и скал, так как после запланированного пребывания во взвешенном состоянии вынужденные остановки производятся на мелководном дне и не грозят падением на большую глубину в случае потери нейтральной плавучести.
7. Так называемый зубчатый профиль, включающий неоднократные спуски и подъемы над неровным скалистым дном. Подобных профилей лучше избегать, поскольку они повышают риск
ДБ.
8. Профиль повторных погружений есть совокупность одиночных профилей с отметкой о продолжительности времени, проведенного на поверхности. Погружения считаются повторными, если совершаются до полного рассыщения тканей подводника азотом. Временной интервал, в течение которого следующее погружение будет повторным, обусловлен параметрами (максимальной глубиной и продолжительностью) предыдущего.
9. Обратный профиль, который заключается в повторном погружении на большую глубину, нежели предыдущее, является нарушением техники безопасности и способствует развитию ДБ.
Профиль погружения чрезвычайно важен не только по причинам медицинским, но и в силу зависимости аквалангиста от факторов окружающей среды — таких, как гидродинамика, приливно — отливные течения, погодные условия. Например, течения способны доставить немало неприятностей, но для тех, кто погружается у вертикальных склонов над большой глубиной, особенно опасны, поскольку могут отнести подводника от суши. Приливно — отливные течения способны вынести подводника с мелководной платформы, куда он выбрался для декомпрессионных остановок. Ветер и поднявшееся волнение превращают пребывание среди мелководных рифов в сущее мучение. Важное значение имеет грамотное планирование, учитывающее все возможные форс — мажорные ситуации, но об этом — отдельный разговор (см. главу 4.7).