Курсы дайвинга, особенности дайвинг курсов
Наполнение тех или иных дайвинг-курсов несколько отличается в зависимости от обучающей ассоциации и конкретного инструктора.
Кроме того, если говорить о индивидуальных занятиях, программа курса сильно зависит от индивидуальных особенностей студента.
В первую очередь это физическое развитие, которое у всех разное. Я для себя условно делю студентов на три категории:
1. Люди с хорошим физическим развитием. Отличаются развитой мускулатурой, имеют хорошую гибкость в суставах и что самое главное имеют развитую взаимосвязь между зрительным восприятием и работой мышц. Т.е. им достаточно один раз посмотреть на движения инструктора, что бы в точности их воспроизвести. Как правило, у таких людей за плечами большой опыт занятий каким-либо видом спорта.
2. Люди с нормальным физическим развитием. Некоторые группы мышц необходимых для выполнения программы курса могут быть не достаточно развиты. Сразу повторить движения инструктора они не могут, но если им подробно рассказать, что надо делать, они могут сконцентрироваться на нужном движении и нормально его выполнить. Часть суставов у людей этой группы могут не обеспечивать развороты конечностей на нужные углы и приходится их разрабатывать или искать обходные пути (особенно если ограничение в подвижности связано с прошлыми травмами).
3. Люди с удовлетворительным физическим развитием. Эта категория студентов имеет определённые проблемы с координацией движений. Даже если им рассказать, что нужно делать, воспроизвести движения они не смогут. Например, когда необходимо держать лопасти ласт горизонтально, одна ступня у этих студентов задирает ласту вверх, а вторая опускает ласту вниз. При этом сам студент этого не чувствует. Могут быть так же значительные проблемы с рабочими углами суставов и тренированности нужных групп мышц.
Второй индивидуальной особенностью студента является
степень его мотивированости на занятия дайвингом. Тут могут быть самые варианты.
Самая лучшая группа студентов, это те которые, во-первых, хотят достичь высот в дайвинге, а во-вторых, уже получили от своих друзей «в теме» существенную «накачку» о том, как важны правильные навыки и техники, как это облегчит жизнь в дальнейшем, особенно при переходе на сухой костюм и несколько баллонов или ребризер, какие преимущества дает правильное оборудование и т.д.
Ниже я приведу конспектный плана занятий в закрытой воде, который я использую для мотивированных студентов с нормальным физическим развитием. Конспект я местами дополнил комментариями, что бы стало более понятна суть упражнений.
Студенты с хорошим развитием получают почти ту же программу, но расширенную в части усложнения отдельных упражнений и дополнительного объема навыков плавучести и работы ластами.
Студенты с удовлетворительным физическим развитием получают сокращенный и упрощенный вариант программы. Естественно сам курс остается в рамках стандартов обучения. Освоить навыки в полном объеме эти студенты могут на дополнительных индивидуальных занятиях.
Занятие первое.
Сборка снаряжения. Этот пункт присутствует в каждом занятии. В зависимости от условий, желательно добиться ознакомления студента с различными вариантами снаряжения (жилет/крыло, грузовой пояс/карманы и т.д.).
Три способа входа в воду.
Переключение с трубки на регулятор. Упражнение выполняется на поверхности и служит одновременно для обучения очистки трубки и для обучения очистки регулятора.
Продувание ушей.
Погружение при помощи инструктора.
Половинная очистка маски.
Полная очистка маски.
Два способа включения в регулятор.
Два способа поиска регулятора.
Обзорное плавание. Плавание выполняется в технике прямого гребка.
Плавание на 25 метров без маски.
Занятие второе.
Сигналы.
Работа с манометром.
Сборка снаряжения.
Подбор грузов. Дается расширенная версия подбора с расчетом веса воздуха в баллоне.
Три способа одевания компенсатора на поверхности.
Два способа снятия компенсатора на поверхности.
Два способа надувания компенсатора на поверхности.
Снятие/одевание грузового пояса на поверхности.
Самостоятельное погружение.
Качание на ластах.
Постановка техники плавания фрогом в триме. Сразу ставится техника пещерного фрога с идеальным горизонтальным тримом. Как это не покажется странным, новичку очень просто овладеть и горизонтальным тримом и пещерным фрогом, поскольку его тело еще не освоило какие-то другие движения и ему не надо переучиваться.
Компенсация изменения плавучести легкими. Является частью техник освоения горизонтального трима. Упражнение состоит в том, что студент учится брать и отдавать груз 2 кг оставаясь при этом в нейтроальной плавучести.
Снятие/одевание грузового пояса на под водой
Занятие третье.
Сборка снаряжения.
Статическая задержка дыхания.
Техника ухода под воду.
Нырок за утопленным снаряжением.
Демонстрация закончившегося воздуха.
Внезапное окончание воздуха.
Взаимодействие с напарником в случае отсутствия воздуха.
Освоение в техники возвращения к напарнику находящемуся на значительном расстоянии случае потери воздуха.
Снятие/одевание компенсатора под водой
Компенсация изменения плавучести легкими при отсутствии компенсатора.
Дыхание из испоченных регуляторов (фри-флоу, разрыв мембраны второй ступени).
Занятие четвертое.
Сборка снаряжения.
Техника поддува компенсатора на поверхности.
Погружение с управлением плавучестью.
Аварийное всплытие с дыханием из альтернативного источника.
Аварийное всплытие с бади-бризингом.
Аварийное на ластах.
Аварийное всплытие с положительной плавучестью.
Отсоединение инфлятора низкого давления.
Компенсация изменения плавучести ртом.
Борьба с судорогой.
Ступенчатый подъем с остановкой безопасности.
Буксировка «усталого дайвера».
Занятие пятое.
Сборка снаряжения.
Планирование дайва.
Проверка напарника перед погружением.
Отработки техники погружения с входом в воду с отрицательной плавучестью.
Запуск буя.
Шлифовка техники пещерного фрога и горизонтального трима.
Дайер получит общие представления о следующих навыках:
1. Техника переднего хода фрогом в самой эффективной его разновидности.
2. Техника вертолетного разворота.
Видео с примером пунктов 1 и 2:
и техника движения задним ходом
Автор Валерий Мухин